Основы международного налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе автор подробно раскрывает понятие международного налогового права, его принципы, формы и основные положения

Содержание

Введение 1
1. Основы международного налогового права 2
1.1. Цели международного сотрудничества в налоговой сфере 2
1.2. Виды международных договоров 4
1.3. Международное двойное налогообложение 7
1.4. Оффшорные механизмы в международном налогообложении 10
1.5. Практические аспекты оффшорного бизнеса 12
2. Предмет международного налогового права и метод 17
3.Принципы международного налогового права 19
4. Налоговая недискриминация 22
Заключение 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

- обязательная регистрация  иностранных юридических лиц  в соответствии с национальным  законодательством;

- финансирование всех  операций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;

- своевременное представление  местным властям годовых финансовых  отчетов, а также при необходимости  - копий счетов, заключений аудита;

- своевременная уплата всех налоговых сборов в бюджет оффшорного центра;

- безусловный отказ от деловых операций на территории страны, за исключением содержания офиса, а также местного и иностранного персонала;

- отказ от привлечения местных резидентов в качестве акционеров и инвесторов оффшорных компаний;

- инвестирование средств в объемах не ниже устанавливаемых администрацией минимумов уставного и оплаченного капитала;

- наличие официально зарегистрированного офиса компании в стране регистрации, где должны храниться ее реестр, документы, образцы печати;

- наличие резидента - официального представителя компании для связи с местной администрацией;

- своевременное извещение  о всех изменениях реквизитов  компании, уставного капитала, состава  ее акционеров и директоров, уставных  документов.

Выполнение этих требований дает основание для получения статуса оффшорной компании и сопутствующих этому статусу льгот в бизнесе. Оффшорная компания - это предприятие, регистрируемое в оффшорной зоне и получающее право на льготы по налогам, но при этом не использующее местные ресурсы и не ведущее хозяйственную деятельность на территории зоны. Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют в оффшорных центрах. Основными видами предоставляемых оффшорным компаниям льгот являются следующие:

- льготный режим налогообложения;

- предоставление валютной автономии;

- таможенные льготы при импорте товаров;

- упрощенные процедуры регистрации и отчетности;

- гарантия банковской и коммерческой тайн;

- льготы в области административного контроля;

- соблюдение принципа строгой конфиденциальности;

- гарантия безопасности бизнеса;

- использование электронной связи в управлении.

1.5. Практические аспекты оффшорного бизнеса

Основным преимуществом  оффшорного бизнеса является предоставляемый  компаниям льготный режим налогообложения, который может осуществляться посредством:

- наличия безналогового статуса (нулевое налогообложение действует на Гибралтаре, на о-вах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии);

- применения фиксированной годовой налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на о-вах Гернси, Джерси, Мэн, Карибского бассейна);

- установления низких налоговых ставок (на Кипре ставка налога на прибыль оффшорных компаний по сравнению с резидентскими снижена в 10 раз и составляет 4,25 %; в Швейцарии холдинговые компании платят только налог на капитал в размере от 0,05 % до 0,25 %);

- определенной платы за регистрацию при отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);

- введения особых условий  при отсутствии налогов (в Ирландии, например,установлен сбор в сумме 10 ф. ст. за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).

С точки зрения налогового климата все страны можно разделить  на три группы, различающиеся по уровню налогообложения. В первую группу входят такие развитые страны, как США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия. В этих странах налог на прибыль составляет 40-50 % чистой прибыли, а законодательство строго регламентирует предпринимательскую деятельность и ограничивает использование оффшоров с целью уклонения от налогов. Ко второй группе относятся страны с умеренной налоговой системой и системой специальных налоговых льгот. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании прибыли, с банковских процентов и некоторых других видов дохода, значительно снижены. Это позволяет создавать иностранные дочерние фирмы, которые обычно не ведут свой бизнес, а лишь обеспечивают "транзит" товаров, капиталов и доходов от них. Примером таких стран являются Нидерланды, Швейцария, Люксембург, Австрия, Лиштенштейн и др. В третью группу входят юрисдикции, в которых значительно снижены (или отсутствуют вообще) налоги на прибыль и предельно упрощен порядок регистрации иностранных юридических лиц. Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара. Это:

Карибский бассейн:

о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;

Средиземноморье:

Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;

Европа:

Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;

Арабские страны:

Ливан, ОАЭ, Бахрейн;

Африка:

Сейшельские острова, Либерия;

Азиатско- тихоокеанский  регион:

Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины.


Наиболее типичные схемы, которые можно построить  на основе оффшорного бизнеса, следующие:

а) оффшорная  компания - посредник в торговле. Создается при внешнеторговых операциях  между продавцом и покупателем  для локализации максимальной прибыли  на наименее налогооблагаемом субъекте;

б) оффшорная  компания - подрядчик. В этом случае компанию используют с целью увеличения включаемых в себестоимость расходов и уменьшения налогооблагаемой базы;

в) оффшорная  компания - владелец дорогостоящего имущества. Данная схема применяется, если собственник  хочет сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;

г) оффшорная  компания - владелец и лицензиар  товарного знака. При ведении  бизнеса в нестабильной стране на эту компанию можно зарегистрировать товарный знак или продать ей уже  зарегистрированный. Это позволяет  даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем, на основании лицензионных договоров, предоставлять право пользования им кому бы то ни было;

д) оффшорная  компания - владелец авторских прав. Если логика бизнеса состоит в  приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то данная схема - удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;

е) оффшорная  компания - держатель банковского  счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;

ж) оффшорная  компания - залогодержатель. Эта схема  реализуется в рамках тонкого налогового планирования, если владелец имущества опасается за его сохранность;

з) оффшорная  компания - инвестор. При желании  инвестировать вывезенный капитал  обратно в свою страну оффшорная  компания может стать удобным  перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать на такой компании очень оперативно и без налогов;

и) оффшорная  компания - судовладелец. Например, лицо, приобретшее яхту посредством компании, помимо соображений безопасности получает и налоговую выгоду - многие оффшорные центры предоставляют ходящим под их флагом судам очень льготные условия налогообложения;

к) оффшорная  компания - исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится  в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом компания не попадает под определение постоянного представительства, то она не будет облагаться российским налогом на прибыль.

Специализация оффшорных зон не является жесткой (рис. 5.2). В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными налоговыми убежищами. На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

КОМПАНИИ ФИНАНСОВОГО  ПРОФИЛЯ

КОМПАНИИХОЛДИНГОВОГО ТИПА

ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ФИРМЫ

финансовые посреднические компании (ОАЭ,Лихтенштейн,)

оперативно-холдинговые компании(Люксембург)

экспортно-импортные фирмы (Швейцария, Нидерланды)

оффшорные банки (о-ва Мэн, Тэркс, Кайкос)

инвестиционныекомпании (Бермудские о-ва, Гибралтар)

закупочные компании (Нидерланды)

страховые компании (Богамские  о-ва, Бермуды, Кипр)

компании по владению интеллектуальной собственностью (Кипр)

дистрибьюторские компании (Гибралтар)

 

компании по владениюсудами (Либерия)

 
 

компании по владению недвижимостью (Гибралтар)

 

Рис. 5.2. Специализация оффшорных компаний

Примерно четверть стран мира применяют международное  налоговое планирование или его  элементы для иностранных резидентов. Общее число компаний достигает нескольких сотен тысяч. Наибольшее количество зарегистрировано в Гонконге (416 000 компаний), Панаме (306 000 компаний), Ирландии (212 000 компаний).

В настоящее  время одно из наиболее перспективных  направлений данного вида бизнеса заключается в развитии структур инвестиционного и финансового профиля. Инвестиционный бизнес интенсивно развивается в таких оффшорных центрах, как Каймановы о-ва, Багамы, Барбадос, Джерси, Гернси, Ирландия, Люксембург. Для финансовых операций используются не только самые различные типы предприятий - оффшорные партнерства, компании, ограниченные по гарантии, акционерные компании с полной ответственностью участников, - но и активно осваиваются новые организационно-правовые формы. Многие трастовые принципы и нормы, на которых основаны некоторые специфические виды финансовых услуг, адаптированы для нужд современного бизнеса. Трасты часто применяются в оффшорном бизнесе, ибо в ряде случаев они являются более предпочтительными по сравнению с обычными компаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет международного налогового права и методы

 

Предмет международного налогового права  - налоговые отношения  межгосударственного уровня. Решение  международных проблем налогообложения  возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее законодательство в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных конвенций. Развитие международного экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда и унификацию национальных законодательных режимов налогообложения (ЕС). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие источников права, на которых эти методы основываются. Таковыми являются "внутренний закон", международные договоры и соглашения, решения международных организаций, обычай, судебная практика, юридическая доктрина. "Внутренний закон" - блок нормативных актов, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории:определяет критерии налогообложения физических и\' юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу. Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними (учредительные договоры международных организаций - Римский договор 1957 г. о создании ЕС. Договор о Евратоме: Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях;

ГАТТ и др.) и двусторонними. Последние подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние договоры (торговые договоры и соглашения; соглашения об установле-. нии дипломатических и консульских отношений: международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение США с ООН о размещении ее штаб-квартиры в Нью-Йорке, соглашение Бельгии с НАТО и др.): соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ).

Собственно налоговые  соглашения могут быть специальными (соглашения о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам. лицензионных платежей, соглашения в области международных перевозок, соглашения об оказании административной помощи в налоговых вопросах, о налогах на наследство и о налогах по социальному страхованию) и общими, которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов (на доходы и капитал). Ядро общих соглашений составляют договоры об избежании двойного налогообложения. РФ имеет такие договоры с Францией, И талией (19S5). Ирландией (1994), Грецией (1976). Аргентиной (1979). Норвегией (1980). Австрией, ФРГ (1981), Швецией (1993), Кипром (1982), Испанией, Канадой, Великобританией (1985), Японией, Данией, Нидерландами^ 1986), Малайзией, Финляндией, Бельгией (1987), Алжиром, Индией (1988), Польшей, США. Республикой Корея (1992). Вьетнамом. Болгарией, Румынией (1993), Узбекистаном, Венгрией (1994). Беларусью (1995).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Принципы международного налогового права

Фундамент международного налогового права составляют его  принципы. Принципы играют роль ориентиров в формировании международного налогового права. Являясь основными началами нормативного регулирования, они задают тон всему последующему правотворчеству:

а) принцип суверенного  равенства государств в международных  налоговых отношениях. Суверенитет  не означает, однако, неограниченной свободы  действий государства как в международных  отношениях вообще, так и в международных  налоговых отношениях в частности. Эти действия не должны быть направлены на нарушение суверенитета других государств (par in parem imperium non habet), подрыв международного сотрудничества.

Всякая суверенная власть может быть ограничена собственной  волей (автолимитация), но от этого она не теряет своей самостоятельности. Суверенное государство, приняв на себя в силу заключенного международного договора какие-либо обязательства и ограничения, не лишается присущего ему суверенитета. Более того, в интересах международного налогового сотрудничества просто необходимо самоограничить в какой-то мере государственный суверенитет и производное от него право осуществлять налоговую юрисдикцию (фискальный суверенитет) на началах взаимности.

Информация о работе Основы международного налогового права