Налоговый кодекс-как источник налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Российской Федерации, формулирование дефиниций используемых понятий, разработка классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия, определение роли Налогового Кодекса как источника налогового права.

Вложенные файлы: 1 файл

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования. В течение последних десятилетий в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.

    С учетом отмеченных обстоятельств исследование теоретических и практических вопросов становления системы источников налогового права Российской Федерации представляется не только актуальным, но и необходимым.  

    Цели  и задачи курсовой работы. Цель данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Российской Федерации, формулирование дефиниций используемых понятий, разработка классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия, определение роли Налогового Кодекса как источника налогового права. 

    Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

на основе обобщения достижений современной  юридической науки определить круг источников современного российского  налогового права, сосредоточив внимание на дискуссионных вопросах и поиске ответов на них;

осуществить всесторонний анализ системы источников российского налогового права, определить ее элементы и предложить классификацию указанных источников;

выявить роль решений международных судов (в частности, Европейского Суда по правам человека), определений и  постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верхового Суда Российской Федерации в регулировании налоговых отношений;

установить  правовую природу разъяснений финансовых и налоговых органов в контексте  проблем становления системы источников налогового права Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 3 -

                              Глава 1   Общая характеристика источников права 

    ИСТОЧНИК  ПРАВА - это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а так же международное законодательство, судебная и арбитражная практика. Источники налогового права имеют определенную специфику.  Состав источников налогового права    как подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления Р.Ф.

    Источники права установлены и прямо  обозначены Конституцией РФ[1]: международные договоры Российской Федерации (ст. 15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и другие); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и другие); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103). Указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90). Постановления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115). Конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5). законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

    Источники налогового права  призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.

    Первая  задача: они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате правотворческой функции государства и органов местного самоуправления образуются источники налогового права.

    Вторая  задача: источники налогового права  представляют собой форму существования  налоговых норм,  т.е. общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

    Существуют  определенные особенности вступления в законную силу нормативно-правовых актов о налогах и сборах. Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени.  

        

    Официальным опубликованием федеральных законов  считается первая публикация их полного  текста в «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.  
 
 
 
 
 

- 4 -

      Действие во времени законодательства о налогах и сборах 

Направленность  актов Не ранее
Акты  законодательства о налогах Одного  месяца со дня официального опубликования  и 1-го числа очередного налогового периода
Акты законодательства о сборах Одного  месяца со дня их официального опубликования
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых  налогов и сборов 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы 1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования
Акты  законодательства о налогах и  сборах, улучшающие положение налогоплательщика С момента официального опубликования
 

    Статья 57 Конституции РФ определяет, что  «законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют». В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»[2] особо подчеркивается, что положение ст. 57 Конституции РФ, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. 

    Положение ст. 57 Конституции РФ получило развитие в НК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые  ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют. 

    В постановлении Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году»[3] отмечено, что конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов РФ. В данном постановлении Конституционный Суд РФ четко обосновал позицию, согласно которой недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем  

- 5 - 

прямого указания об этом в законе, но и издание  законов, по своему смыслу имеющих обратную силу. В равной степени недопустимо  придание таким законам обратной силы в актах официального или  иного толкования либо правоприменительной практикой.

    Как следствие, в НК РФ нашла развитие и ст. 54 Конституции РФ, согласно ч. 2 .[5] Применительно к налоговому праву данное правило означает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав субъектов налоговых правоотношений, имеют обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности субъектов налоговых правоотношений или иным образом улучшающие их положение.

    Нормативные акты, содержащие названные нормы, приобретают  обратную силу только при условии прямого указания на это обстоятельство в самом налоговом законе. Придание закону обратной силы означает его распространение на отношения, возникшие до его вступления в законную силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 6 -

    Глава 2

    История формирования налогового кодекса 

    Главными  источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные  акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе  Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

    Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно закладываемые при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.

    При этом созданная система налогообложения  не смогла обеспечить требуемый уровень  поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Налоговые отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной.

    Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время система налогового администрирования, которая была ориентирована, прежде всего на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования.

    Все это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы России.

    В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса РФ. [4]

    Принятие  первой части Налогового кодекса  явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения. 
 
 

- 7 -

    Однако  принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

      В 2001 г. формирование новой налоговой  системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще четыре важнейшие главы Кодекса. Одна из них определяет порядок исчисления уплаты одного из главнейших федеральных налогов – налога на прибыль организаций. Другая глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых, который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. В этом же году был принят первый из налогов в рамках специальных налоговых режимов – единый сельскохозяйственный налог. Специальная глава Кодекса была посвящена налогу с продаж, который затем был отменен с 1 января 2004 г.

    Процесс реформирования налоговой системы  продолжился, и в 2002 г. приняты еще  три новые главы. Две из них  посвящены налогообложению малого бизнеса. Речь идет об обновленном с 1 января 2003 г. едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также о новой редакции действовавшей до 2003 г. упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Налоговый кодекс-как источник налогового права