Учет налогообложения резервов, создаваемых банком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности "все кредитные организации обязаны в целях обеспечения финансовой надежности создавать резервы (в том числе под обесценение ценных бумаг). Порядок формирования и использования большинства этих резервов, в том числе их минимальные размеры, определяет Банк России. При этом размеры отчислений в резервы, которые разрешается производить из прибыли до налогообложения, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Именно здесь заложены определенные противоречия между главной целью создания резервов и мотивацией их создания через обеспечение материальными источниками, т.е. фондами денежных средств, из которых финансируется этот процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Вторая часть Налогового кодекса РФ.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра финансов

 

 

Реферат

по дисциплине «Налоги»

На тему: «Учет налогообложения  резервов, создаваемых банком»

 

 

                                                                        

                                          

 

                            Исполнитель :

cтудент группы 11Эк (б) ФК-1

                             П.Н. Аниферик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

 

 

 

 

 

Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности "все кредитные организации  обязаны в целях обеспечения  финансовой надежности создавать резервы (в том числе под обесценение  ценных бумаг). Порядок формирования и использования большинства этих резервов, в том числе их минимальные размеры, определяет Банк России. При этом размеры отчислений в резервы, которые разрешается производить из прибыли до налогообложения, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Именно здесь заложены определенные противоречия между главной целью создания резервов и мотивацией их создания через обеспечение материальными источниками, т.е. фондами денежных средств, из которых финансируется этот процесс.

Влияние операций по созданию резервов, которые могут использоваться коммерческими банками, на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль  зависит от того, на какой вид  расходов они относятся: на уменьшающие  или не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. К уменьшающим налогооблагаемую прибыль резервам при их создании относятся: резервы на возможные потери по ссудам (с некоторыми ограничениями) и резервы по сомнительным долгам (в размере не более установленного норматива). К резервам, которые при создании относятся на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, относятся: резервы на возможные потери и резервы под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон.

Для анализа учета налогообложения  резервов, создаваемых банком, обратимся  к статье 292 Налогового кодекса, которая предоставляет банкам право дополнительно создавать и относить на расходы резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах.

По действующим в Российской Федерации правилам бухгалтерского учета банки создают различные резервы, к которым, в частности, относятся:

• обязательные резервы;

• резервный фонд;

• резерв под возможные  потери по ссудам;

• резервы под обесценение  ценных бумаг;

• резервы под возможные  потери.

Перечисленные резервы отличаются по своей экономической сути, порядку  формирования и учета.

Например, обязательные резервы  учитываются в активе баланса, а  все остальные –– в пассиве. Резервный фонд полностью входит в расчет капитала, резерв под возможные потери по ссудам –– только в части резерва по ссудам первой группы риска, остальные из перечисленных резервов не входят полностью.

Суммы отчислений в резервы  на возможные потери по ссудам, по ссудной  и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским  кредитам и депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах), сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом. При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Суммы отчислений в резервы  на возможные потери по ссудам, по ссудной  и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским  кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских  счетах) включаются в состав внереализационных  расходов в течение отчетного (налогового) периода.

Суммы резервов на возможные  потери по ссудам, отнесенные на расходы  банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде  на покрытие убытков по безнадежной  задолженности по ссудам, по ссудной  и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским  кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских  счетах), могут быть перенесены на следующий  отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка по итогам отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы.

Резервы на возможные потери по ссудам формируются кредитной организацией на случай возможного обесценения ссуды из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств. С помощью формирования резерва банком закладывается риск невозврата. Резерв обеспечивает кредитной организации более стабильные условия финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли, связанной со списанием потерь по ссудам. Резервы формируются из отчислений, которые банк относит на расходы. В бухгалтерском учете создание резервов отражается как расходы банка.

Размер резервов зависит  от качества ссуд, которые делятся  на пять категорий в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ. На ссуды первой категории качества банк создает 0% резервов, второй — до 20% от суммы основного долга, третьей — от 21% до 50%, четвертой — от 51% до 100%, пятой (безнадежные ссуды) — все 100%. Банк классифицирует ссуды и относит их в ту или иную категорию качества, исходя из оценки риска.

Кроме того, вторая часть  Налогового кодекса РФ, предусматривает  при определении налогооблагаемой базы учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам и возможным  потерям. Указанные резервы являются важным фактором анализа состояния  и результатов деятельности предприятия  или банка.

В соответствии со статьей 266 сомнительным долгом признается любая  задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность  не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти  резервы включаются в состав внереализационных  расходов равномерно в течение отчетного  периода. При этом сумма резерва  по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в  конце предыдущего отчетного  периода инвентаризации дебиторской  задолженности и не может превышать 10 процентов от выручки отчетного  периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам  проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и  исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше  90 дней - в сумму создаваемого  резерва включается полная сумма  выявленной на основании инвентаризации  задолженности;

2) по сомнительной задолженности  со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму  резерва включается 50 процентов  от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности  со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого  резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов - от суммы  доходов, за исключением доходов  в виде восстановленных резервов.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных  долгов. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный  срок исковой давности, а также  те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством  обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в предыдущем периоде  на покрытие убытков по безнадежным  долгам, может быть перенесена им на следующий период. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам отчетного периода. Если же сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы равномерно в течение отчетного периода.

Выделяют следующие характерные  признаки резерва.

1. Состав –– запас чего-либо, имеющего ценность: товаров, материальных и финансовых средств.

2. Назначение–– на случай надобности, острой необходимости, ожидаемых расходов или убытков.

Первый признак определяет резервы как активы –– то есть ресурсы, способные приносить экономическую выгоду их собственнику (физическому лицу, предприятию, государству).

Например, государство создает  резервы топлива, продовольствия, золота, иностранной валюты, предприятие –– сырья и денежных средств.

Второй признак указывает, что эти активы имеют целевое  назначение и могут быть использованы только при наступлении определенных событий, имеющих неблагоприятные  последствия.

Для удобства изложения все  резервы мы будем подразделять на эффективные и неэффективные. К первым будем относить резервы, удовлетворяющие двум приведенным выше признакам. Эффективные резервы позволяют их собственнику защититься от неблагоприятных событий, смягчить нежелательные последствия. Чем больше хозяйствующий субъект имеет эффективных резервов, тем надежнее его предприятие.

Неэффективные резервы таким  свойством не обладают, являясь резервами  только по названию, но не по сути.

Перейдем к подробному описанию различных видов банковских резервов.

Обязательные  резервы. Обязательные резервы (резервные требования) –– один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России –– представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне

денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», банк обязан выполнять  нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Банк несет ответственность  за соблюдение порядка депонирования  обязательных резервов в Банке России. Обязательства банка перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.

Формирование обязательных резервов производится путем перечисления денежных средств с корреспондентского счета банка.

Из сказанного следует, что  цели создания обязательных резервов лежат вне интересов отдельно взятого банка, являясь инструментом осуществления денежно-кредитной  политики Банка России.

Обязательные резервы, являясь  денежными средствами, то есть высоколиквидными активами, тем не менее не могут быть в полной мере использованы при возникновении у банка неблагоприятных обстоятельств.

Так, если в банке начался  отток денежных средств вкладчиков, то обязательные резервы могут быть использованы для финансирования этого процесса лишь в границах установленного норматива, составляющего в настоящее время 7% для вкладов в рублях. Это означает, что если из банка будет изъято вкладчиками 100 тыс. руб., то учреждение Банка России переведет со счета обязательных резервов банка на его корреспондентский счет только 7 тыс. руб.

Увеличение обязательных резервов вследствие изменения норматива  не увеличивает надежность отдельного банка, так как при этом из оборота  изымаются дополнительные денежные средства. Можно сделать вывод, что  обязательные резервы не являются эффективными резервами банка.

Информация о работе Учет налогообложения резервов, создаваемых банком»