Условия развития налогов в Римской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:33, реферат

Краткое описание

В Риме и прилегающих к нему областях Этрурии и Лации с эпохи неолита существовало мотыжное земледелие и приручение животных. На рубеже бронзового и железного веков (в конце II — начале I тысячелетия до н. э.) известно возделывание проса, полбы, ячменя, пшеницы, бобов, гороха, винограда, льна, разведение домашних животных. Второму римскому царю, Нуме Помнилию, приписывают учреждение ремесленных коллегий — союзов ремесленников одной профессии (золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, дубильщиков, сапожников, медников, гончаров). Создание коллегий свидетельствует о значительном разделении груда в ремесле и его специализации.
Развитие земледелия, скотоводства и ремесла создало базу для внутренного обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

Условия развития налогов в Римской империи.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Условия развития налогов в Римской империи.

В Риме и прилегающих к нему областях Этрурии и Лации с эпохи неолита существовало мотыжное земледелие и приручение животных. На рубеже бронзового и железного веков (в конце II — начале I тысячелетия до н. э.) известно возделывание проса, полбы, ячменя, пшеницы, бобов, гороха, винограда, льна, разведение домашних животных. Второму римскому царю, Нуме Помнилию, приписывают учреждение ремесленных коллегий — союзов ремесленников одной профессии (золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, дубильщиков, сапожников, медников, гончаров). Создание коллегий свидетельствует о значительном разделении груда в ремесле и его специализации.

Развитие земледелия, скотоводства и ремесла создало базу для внутренного обмена. Это подтверждается сведениями об установлении Ромулом или Нумой базарных дней — нундин (9-й день), когда жители сельских окрестностей могли являться в город. Обнаруженные в погребениях янтарные бусины свидетельствуют о внешнем обмене, о связях с далекой Прибалтикой, поскольку янтарь происходил с побережья Балтийского моря.

После образования римской гражданской общины был ограничен доступ в родовые коллективы. Иммигранты (добровольно или принудительно переселявшиеся в Рим) и лишние семьи из числа populus Romanus уже не включались в структуру «род — курия — триба» и не получали гражданского полноправия, становились плебеями. Плебеи составили многочисленное сословие лично свободных, но неполноправных людей, стоявших вне римской гражданской общины. Они получали в частную собственность наделы по два югера на взрослого мужчину либо из царской земли (в источниках называется царским клером), либо из общественной земли ager publicus. Два югера — это традиционная норма для подушного надела в раннем Риме.

Задолго до появления плебеев в римском обществе возникли отношения патроната — клиентелы. Они зародились внутри массы populus и в результате се социально-экономической дифференциации привели к появлению многочисленного зависимого сословия клиентов. Обедневшие или утратившие родовые связи и нуждавшиеся в покровительстве люди втягивались в качестве зависимых лиц в семьи богатых и влиятельных патрициев. Зависимые люди назывались клиентами, а их покровители — патронами. В дальнейшем масса клиентов пополнялась также за счет плебеев и вольноотпущенников. Клиенты обязаны были почитать своих патронов, прислуживать им, участвовать в их военных предприятиях, материально поддерживать их (например, выкупать патрона и его сыновей из залога и расплачиваться с их кредиторами, нести расходы при выдаче замуж дочери патрона). Патрон, со своей стороны, обязан был поддерживать и защищать клиентов своим влиянием (например в суде).

Сервий Туллий установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. В Риме через каждые четыре года производилась перепись всех граждан и их имущества. На основании переписи (ценза) все население (включая патрициев и плебеев) делилось на шесть имущественных классов, или разрядов. Критерием имущественного положения гражданина считался размер его земельного надела. Позже имущественный ценз был установлен в денежной форме. Вместо прежних трех племенных триб Сервий Туллий разделил римское государство на четыре территориальные трибы.

Деление граждан по имущественному признаку использовалось для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении. Первый класс выставлял 96 центурий (сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и 18 центурий конницы; все остальные классы, вместе взятые, выставляли 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов. Численность воинов в центурии (особенно в центуриях первого класса) далеко не всегда достигала ста человек. Вооружение и содержание воинов ложилось на самих граждан, а не на государство.

Древний Рим дает исключительно богатую почву для анализа основ правового регулирования по многим отраслям права. Не является исключением и налоговое регулирование — многие налоговые платежи мы обнаруживаем еще там и до сих пор пользуемся полученным в тот период опытом.

Трансформация налоговой системы Рима прошла несколько исторических этапов, производных от изменений государственного устройства, особенно государственного управления. В начале становления налоговой системы, как подчеркивает Д. Г. Черник, всё государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала обычно сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Значительное место в государственных доходах Рима занимали иные, «предналоговые» формы, которые впоследствии сформировали налоговые платежи. Преимущественно это домены и регалии. В этих условиях право на государственные земли принадлежало одним патрициям, плебеи могли только выгонять скот на общественные пастбища. При этом сложно переплеталась общенародная, общинная и частная собственность, хотя практически всегда государство могло их вытребовать у владельцев обратно и распорядиться по-своему.

Государству принадлежали рудники и каменоломни, носившие общее название metalla. Самыми примечательными из рудников были золотые рудники в Галлии Транспаданской, серебряные в Испании — в окрестностях Нового Карфагена, имевшие, по словам Полибия, 400 стадий в окружности, на которых трудилось 40 000 рабочих. С каменоломен взималась десятая часть всего добываемого камня.

Среди доменов особое место занимали солеварни. Возникновение их относится еще к периоду царей. После изгнания Тарквиния цены на соль были высокие, так как вся ее добыча сосредотачивалась в руках небольшого количества перекупщиков. Поэтому сенат взял на себя снабжение граждан солью. Таким образом это была крупнейшая регалия в Риме, которая впоследствии, по предложению цензора Маркуса Ливия, прозванного Salinator, превращена была в соляной налог.

Главными источниками доходов вначале служили военная добыча, дани, домены, доходы от конфискованного имущества, регалии, монополии, пошлины и добровольные приношения. Провинции рассматривались Римом как государственное имущество, доходы с которого должны уменьшить налоговое давление на граждан Рима, которые при этом от налогов освобождались.

Раннеримская налоговая система включала в себя собственно три вида налоговых платежей: трибутум, вектигалий и стипендий. Трибутум возник как имущественный налог с граждан Рима с позднейшей дифференциацией но провинциям. Вектигилий и стипендий возникли как различные формы пошлин, но с развитием налогообложения стипендий в итоге слился с вектигилием.

В IV-III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размера состояния граждан. Определение суммы налога производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свидетельству Т. Моммзена, при правлении Суллы (138 — 78 гг. до н. э.) в Риме граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы государство получало от сдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь.

В Римской империи куда входили различные провинции, были заложены и различия правового статуса налогоплательщиков в отношении жителей провинции как подданных империи и полноправных граждан. Жители провинций были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали более упорное сопротивление римским легионерам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т. д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей .

Показательно, что уже в Древнем Риме налоги выполняли различные функции. Помимо традиционных (фискальная, распределительная, контролирующая) они выполняли и производные, факультативные функции. Так, одним из обязательств налогоплательщиков было внесение сумм налогов в денежной форме. Это предполагало реализацию продукции, углубление разделения труда, развитие товарно-денежных отношений.

Управление государственным хозяйством Рима сосредоточивалось в Сенате. Все деньги и ценности хранились в Эрариуме (находившемся под храмом Сатурна), и ни один расход из этой кассы не мог быть произведен иначе, как по сенатскому декрету. В основании всей налоговой системы лежало поимущественное и поголовное обложение, причем второе распространялось только на провинциалов. Этим двум формам налогового обложения соответствовали оценка имущества и перепись, которые производились каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Сведения формировались на основании клятвенных заявлений налогоплательщиков о своем имущественном и семейном состоянии. Фактически таким образом зарождались основы налогового декларирования.

Прямое налогообложение в Древнем Риме.

Важнейшим видом прямого налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Она осуществлялась один раз в пять лет. Для этой цели все граждане, разделенные на грибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле; здесь цензор осматривал оружие каждого. В цензорские таблицы заносилось имя гражданина, сведения о его происхождении, роде занятий и величине имущества. В соответствии с величиной имущества граждане делились на несколько классов. Оценка имущества основывалась на добросовестном показании граждан; обмана со стороны последних почти нечего было опасаться — это было время самых строгих нравов. Впрочем, государство всегда могло знать число своих граждан; для этого закон предписывал при рождении каждого ребенка жертвовать медную монету в храм Юноны, в случае его смерти — в храм Венеры, а при облачении юноши в мужскую тогу такую же монету жертвовали в храм Юности. За неверные показания гражданин лишался всех своих прав и продавался в рабство. Разделенные на классы граждане несли податную тяжесть без изменения пять лет. Каждый ценз проверял их имущественные отношения и, если того требовали обстоятельства, вел к составлению новых списков отдельным классам; богатые вносились в высшие разряды, обедневшие пречислялись к низшим. Ценз не давал, впрочем, представления о действительной стоимости имущества, потому что при оценке не вычитались долги. Кроме того, некоторые предметы цензоры оценивали по собственному усмотрению выше их стоимости в качестве противодействия роскоши. Граждане шестого класса, куда зачислялись имевшие имущество, стоимость которого не превышала 1,5 тысячи асс, были свободны от подати и военной службы. С каждой тысячи асс взимался налог один или два асса в случае, когда это вызывалось государственной необходимостью. Вдовы и сироты платили деньги, шедшие на покупку лошадей для военной службы.

Трибутум делился на гражданский и провинциальный. Первый выступал в форме имущественного налога. Провинциальный имел доменный характер, специфическую форму оброка с завоеванных земель. Он применялся в двух видах: поземельном и личном. Этот налог существовал при императорах и после Августа. Так, проведенная Августом в год рождения Иисуса Христа перепись, о которой говорится в Евангелии, не имела значения земельного кадастра, а была проверкой провинциальных трибутных доходов. Тот поземельный налог, которым Август грозил при нежелании подчиняться налогу с наследства, был также не что иное, как провинциальный трибут, который предполагал обращение частной собственности в государственную.

Из состава трибутума впоследствии выделилась особая промысловая подать, пересматривающаяся, как и остальные, один раз в пять лет. Эту всеобщую подать платили все занимающиеся промыслами, кроме проституток. Со временем на его основе возник еще один платеж, включающий отчисления абсолютно со всех лиц, в том числе и лиц, занимавшихся «низкими» промыслами (проститутки, содержатели публичных домов, христиане, разносчики). Сбор с этих лиц, как оскорбляющих нравственное чувство, запрещалось вносить в государственную казну, и он шел на ремонт и постройку общественных театров, цирков и т. д.

Что касается распределения этого налога, то были заведены особые книги — матрикулы, куда записывалось всё, подлежащее платежу. Распределение осуществлялось не декурионом, а самими плательщиками или их уполномоченными, из чего следует, что налог был распределительный, а не долевой. Величина подати составляла 50-ю долю или 2%. Данный налог не пользовался популярностью в Риме, и император Анастасий в 501 году решил отменить его, как налог презренный, противный божеству и недостойный самих варваров.

К числу прямых налогов относилась и так называемая уринная подать (налог на отхожие места). Этот налог был введен императором Веспасианом как промысловый налог с лиц, содержащих уличные отхожие места. Доходы этих лиц формировались из платы за пользование отхожими местами и доходов, получаемых от садовников и цветочников при удобрении почвы.

В 6 году н. э. император Август ввел налог с наследства, который был первым налогом с наследств, воспринятым затем многими налоговыми системами. Этим налогом облагалось любое наследство, достававшееся как родственникам, так и неродственникам в размере 1/20 цены или 5%. При Каракалле ставка этого налога была увеличена вдвое (до 10%), однако позднее опять понижена до 5%.

Д. Львов подчеркивал, что доходность этого налога была значительна. Известно, что в Риме при Августе укоренился обычай безбрачия, против которого государство издавало строгие законы; но они не были действенны. Имущество в результате безбрачия часто переходило в чужие руки; богатые холостые люди, избегавшие супружества, всегда были окружены толпой бедных друзей, которые терпели все капризы богатого патрона, чтобы получить после его смерти часть наследства (и действительно получали), причем в качестве неродственников должны были вносить незначительный налог; так, в частности, известно, что сам Октавиан получил легатов на сумму не менее 70 миллионов таллеров.

Информация о работе Условия развития налогов в Римской империи