Действующая судебная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Конституционному праву.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

      Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам, в районных (городских) судах рассматриваются, как уже указывалось выше, материалы об административных правонарушениях.

      Рассмотрение  дел данной категории осуществляется единолично судьями по административным делам и исполнительным производствам, если таковые имеются в составе районного (городского) суда. В противном случае рассмотрение административных дел входит в единоличную компетенцию судей по уголовным и гражданским делам.

      На  судей по административным делам закон возлагает также рассмотрение материалов связанных с исполнением судебных постановлений по гражданским и административным делам, по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также подлежащих исполнению судебными исполнителями постановлений  других органов и должностных лиц.

Областные и Минский городской  суды

      В каждой из шести областей, на которые  разделена Республика Беларусь, созданы  и успешно функционируют областные  суды. Они образуют второе, среднее  звено в системе судов общей  юрисдикции. К этому звену относится и  Минский городской суд, обладающий одинаковыми полномочиями, составом и структурой с областными судами. Эти семь судов являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

      Особенностями правового статуса судов второго  звена судебной системы являются следующие: действуют в качестве всех трех  судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной; осуществляют надзор за судебной  деятельностью  районных (городских) судов, находящихся на территории области или города  Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум и способствующую решению поставленных перед ними задач; обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии  по гражданским делам.

      Надзор  за судебной деятельностью областных  и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь. 

Верховный Суд Республики Беларусь 

Одним из проявлений суверенитета государства  на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

      Особенности его правового статуса заключаются в том, что только Верховный Суд:

  • осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
  • является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;
  • дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль  за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой  надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;
  • вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III “Заключительные положения” Закона от 17 мая 1997 года “О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь” и признал правоту его позиции.
  • рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;
  • имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
  • обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

      Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих  судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но, в известной мере, и направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применять определенные нормы права.

      Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов.

      В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Вер-

ховный  Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной  инициативе. Полагаем, что в будущем  этот недостаток должен быть устранен.

Состав  Верховного Суда Республики Беларусь

      Верховный Суд Республики Беларусь состоит  из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и  народных заседателей и действует  в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам;
  • судебной коллегии по уголовным делам;
  • Военной коллегии;
  • судебной коллегии по патентным делам;
  • Президиума;
  • Пленума (ст. 46 Закона).

      Количественный  состав Верховного Суда устанавливается  Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда и в настоящее время насчитывает 44 судьи.

      Судьей  Верховного Суда может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, не совершивший порочащих  его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее  условие не относится к судьям судебной коллегии по патентным делам, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественно-научным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На таких судей патентной коллегии также не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена (ст. 62 Закона).

      Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с  согласия Совета Республики Национального Собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции).

      Количество  народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор осуществляется, как  и для нижестоящих судов, управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. 

Хозяйственные суды.

Развитие, задачи и роль хозяйственных  судов

      Хозяйственные суды – первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет в нашей стране (впрочем, как и в РСФСР и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража. Arbitr – латин. слово, переводится как третье независимое лицо, посредник. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями соответственно разных или одного ведомства и выполнявших одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера. Причем, ведомственный арбитраж занимал подчиненное положение по отношению к государственному арбитражу, так называемому арбитражу общей компетенции.

      Согласно  ст. 1 Закона хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции  правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом  интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

      Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

      В соответствии со ст. 2 Закона их основными  задачами являются:

  • обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;
  • обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

      Осуществляя работу по предупреждению нарушений  законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательств, хозяйственные  суды анализируют данные и материалы, характеризующие причины этих нарушений, разрабатывают и принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению, ведут пропаганду хозяйственного законодательства, направляют государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Причем, эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами.. О мерах, принятых  по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента поступления частного определения.

      В установленном порядке о нарушениях, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, суды информируют Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы.

      Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему  Хозяйственному Суду Республики Беларусь.

      Весьма  важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего хозяйственные (экономические) отношения.

      Это осуществляется на основе изучения и  обобщения практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники.

      Принципами  организации и деятельности хозяйственных  судов в соответствии со ст. 2 Закона о хозяйственных судах являются: 1) законность; 2) независимость судей  при осуществлении правосудия; 3)состязательность и равенство сторон в процессе; 4) открытость и гласность судебного разбирательства; 5) свободный доступ к правосудию; 6) обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

      Как видим, в основе построения и функционирования хозяйственных судов, лежат те же демократические начала, которые являются конституционными основами организации и деятельности и других судов, входящих в судебную систему.

Система, состав и структура  хозяйственных судов

      Организационное построение системы хозяйственных судов определяется статьями 7 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей и ст. 2 Закона о хозяйственных судах.

      Систему хозяйственных судов составляют:

  1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
  2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда.

      Перечисленные суды образуют единую систему, которую  возглавляет Высший Хозяйственный  суд. Он несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование  их деятельности, за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды.

Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь