Действующая судебная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Конституционному праву.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)
  1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

    РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Общая характеристика действующей  судебной системы

      Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

      Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная  власть принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство пределяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается”.

      Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе  судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

      К общим судам закон относит  Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

      В системе общих и хозяйственных  судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами - могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

      В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

      Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая  национальная судебная система предусматривает  функциональное разделение организационных  форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

      Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что  прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

      Единство  действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

      В Республике Беларусь действуют также  Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

      Наконец, особенностью судебной системы в  нашей стране является также наличие  в районных (городских) судах судей  по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

      Действующая судебная система строится на следующих  началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении  правосудия в качестве заседателей.

      Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь  являются:

  1. Конституционный Суд РБ;
  2. Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;
  3. Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и г. Минска.
 

  Конституционный Суд Республики Беларусь

      Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь “О Конституционном Суде Республики Беларусь” от 30 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 годах).

      Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г.) посвящает  ему ст. 116 гл. 6 “Суд” раздела IV “Президент, Парламент, Правительство, Суд”. Тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл.6 Раздел VI “Государственный контроль и надзор”) исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

      Согласно  ст. 116 Конституции Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

      Конституционный Суд, как отмечено, занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Более того, этот конституционный орган одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти.

      Конституционный Суд Республики Беларусь состоит  из 12 судей – высококвалифицированных  специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

      Конституционный Суд формируется на паритетных началах  Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются  главой государства и шесть –  избираются Советом Республики.

      Срок  полномочий членов этого суда – 11 лет. Предельный возраст для судей – 70 лет.

      Председатель  Конституционного Суда назначается  Президентом с согласия Совета Республики.

      Компетенция Конституционного Суда, наряду с Компетенцией Президента, Парламента и Совета Министров, четко урегулирована в самом Основном Законе Республики Беларусь, чем также подчеркивается особое положение этого органа судебной власти, осуществляющего правосудие посредством конституционного правосудия.

      Согласно  ст. 116 Основного Закона Конституционный  Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

  • о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам, декретам и указам;
  • о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

      В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного закона страны.

      Заключение  Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного Суда является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст. 38 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”). 

Суды  общей юрисдикции

1. Районные (городские)  суды

      Районные (городские) суды являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции, что обусловлено следующими факторами:

      Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона).

      Президентом Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (ч. 2 ст. 18 Закона).

      Надзор  за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные  и Минский городской суды, а  организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции  и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска. 

      Полномочия  районного (городского) суда

      В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам (ст. 267 УПК). Это дела о преступлениях, за которые мера наказания не превышает 10 лет лишения свободы. Они рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие  по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух  народных заседателей (ст. 32 УПК).

      Районный (городской) суд осуществляет контроль за предварительным  расследованием уголовных дел, за законностью и  обоснованностью совершения отдельных  следственных действий. Это проявляется  в рассмотрении судьей единолично жалоб  граждан на задержание, заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, прекращение дела, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение для производства экспертизы.

      На  судей районных (городских) судов  возложено обращение приговора  к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора.

      К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории  дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды.

      Если  возникает спор между гражданином  и государственным административным органом, то он также разрешается в районном (городском)  суде. К таким спорам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся в частности дела:

  • по жалобам на действия избирательных комиссий;
  • по жалобам на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях граждан. Например, о наложении работником милиции штрафа на гражданина;
  • по жалобам на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в соответствующие документы. Например, в свидетельство о рождении.
  • по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
  • по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права граждан и организаций. Например, на отказ в прописке, в выдаче ордера на квартиру, в обмене жилой площади и т.д. (ст. 335 ГПК).

      Среди полномочий районного (городского) суда по рассмотрению гражданских дел  важное место занимают дела так называемого  особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое  значение: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о признании имущества бесхозяйным; о принудительной госпитализации и лечении граждан и др. (ст. 361 ГПК).

      Характерным признаком указанных дел, существенно  отличающим их от других гражданских  дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

      В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления  о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон. Такая процедура применятся лишь в строго определенных законом случаях. Например, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке; либо заявлено требование о взыскании с граждан налогов  в доход государства; начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы и т.п. (ст. 394 ГПК).

      Все перечисленные категории гражданских  дел рассматриваются в районном (городском) суде единолично судьей.

Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь