Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:13, реферат

Краткое описание

Важнейшая сфера деятельности государства – управление общественной жизнью людей, выступает как предмет относительно социального управления, которое положено в основу государственного и муниципального управления.
Предмет государственного и муниципального управления определяется различными авторами по-разному. Рассмотрим основные его трактовки.
Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления.

Вложенные файлы: 1 файл

9.11.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

Понятие предмета государственного и муниципального управления.

Важнейшая сфера деятельности государства – управление общественной жизнью людей, выступает как предмет относительно социального управления, которое положено в основу государственного и муниципального управления.

Предмет государственного и муниципального управления определяется различными авторами по-разному. Рассмотрим основные его трактовки.

Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления.

Предмет государственного и муниципального управления это объективно необходимая функция государства и муниципальных образований как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости.

Предметом государственного и муниципального управления выступает деятельность государственных и муниципальных исполнительно-распорядительных органов по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального или отраслевого образования посредством:

- принятия решений,

- организации контроля  исполнения этих решений

- подготовки проектов  правовых актов,

- принятие актов органов  законодательной (представительной) власти.

Предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний является:

- изучение возникновения, становления и развития различных  типов и форм государства и  местного самоуправления,

- исследование институтов  и механизмов функционирования  органов государственной и муниципальной  власти России в целом, субъектов  Российской Федерации и народов  России в определенные исторические  периоды,

- изучение экономических, правовых и политических институтов  конкретных стран и народов.

Предмет очерчен в основном следующими категориями: государство, политика, государственное управление и власть, муниципальное образование, местное самоуправление.

Существуют различные мнения по наличию и содержанию потенциальных связей между перечисленными выше категориями:

1) политика должна быть  дистанциирована от управления;

2) государственное управление  суть правового и хозяйственного  управления, т.е. это отрасль науки  администрирования;

3) государственное управление  – это политическая наука.

Однако не вызывает сомнения, что деятельность государства в области социального управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Поэтому в социальном управлении должен присутствовать юридический аспект государственного и муниципального управления, то есть это политико-юридическая отрасль знания.

Одновременно государственное и муниципальное управления включает в себя социальный аспект, поскольку воплощает в себе его воздействие на общество в целом, т.е. на социум.

Так как государственное и муниципальное управление по своему определению – это деятельность и отношения одновременно политико-правовые и социальные, то предметная область государственного и муниципального управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества.

Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления.

Субъектом управления выступают государственные и муниципальные институты, то есть организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.

Управляющее воздействие государственных и муниципальных институтов – это целенаправленное воздействие на состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп с целью обеспечения его функционирования в соответствии с установленными нормами, адаптации к изменяющимся условиям среды, совершенствования и развития.

Объект государственного и муниципального управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Как и всякая сложная система, государственное и муниципальное управление должно использовать свою систему понятий. Она еще до конца не сформирована, но ее можно представить в определенной логической структуре, включающей несколько блоков.

Первый блок системы государственного и муниципального управления – общие понятия, характеризующие управление как основную функцию государства и муниципальных органов:

- государственное управление, государство и муниципальные  органы как субъект управления (государственные и муниципальные  органы, аппараты, учреждения);

- объект государственного  управления (социальные группы, общественные  процессы, социальные институты);

- государственная власть (политическая, административная, экономическая  и др.);

- управленческая деятельность (политическое руководство, административное  управление, нормативно-правовое регулирование);

- управленческие отношения (организационно-экономические, социально-политические, нормативно-правовые).

Второй блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление как процесс функциональной деятельности;

- функции государственного  и муниципального управления;

- законы и принципы  управления;

- формы, методы, средства  и стиль управляющей деятельности.

Третий блок – понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса и его этапы:

- политический выбор,

- целеполагание,

- политическая стратегия;

- выработка государственного  или муниципального решения, принятие  и реализация этих решения.

Четвертый блок – понятия, характеризующие источники и движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений:

- национально-государственные  интересы,

- политические интересы  социальных групп и общностей,

- конфликт интересов,

- общенациональные и групповые  ценности.

Пятый блок – понятия, описывающие государственное и муниципальное управление в целом:

- система управления;

- система власти;

- уровни субъектов управления  и власти;

- централизация и децентрализация  власти и управления и др.

Шестой блок – понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляется государственное и муниципальное управление. Это различные виды пространства, в которых реализуются эти формы управления:

- социальное,

- политическое,

- правовое,

- экономическое,

- геополитическое и др.

Методы управления, используемые государственной и местной властью.

Методологические подходы к осуществлению государственного и муниципального управления базируются на трех основных требованиях:

- государство и муниципальные  образования должны рассматриваться  как социальные системы соответствующих  уровней, а их управленческая  деятельность – как один из  видов социального управления;

- государственное и муниципальное  управление следует понимать  как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. такую, которая находит свое выражение  в разнообразных формах политико-социальной  реальности, организационно-управленческих  структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях  между центрами государственной  власти, партиями и общественными  объединениями и др.;

- теоретический анализ  государственного и муниципального  управления должен строиться  с учетом принципа конкретно-исторического  подхода.

Комплексный характер государственного и муниципального управления и его методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, исторических и социологических, политологических и общенаучных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности.

Объективный метод означает взгляд на изучаемые объекты – государство и местное самоуправление и их деятельность – извне, как бы со стороны. Это способ объяснения совокупности элементов и взаимосвязей, составляющих государственное и муниципальное управление, через анализ объективных результатов управленческой деятельности безотносительно к их оценке познающим субъектом.

Субъективный метод предполагает рассмотрение объекта изнутри как собственной организации людьми своей политико-социальной, экономической и других видов жизни как реальности, связанной с общественными интересами и ценностями.

Если объективный метод исходит из того, что отправной пункт анализа – объект, существующий независимо от познающего субъекта, то в субъективном методе исходным пунктом анализа является не сам объект, а представление о нем тех или иных членов общества, точка зрения изучающего.

Содержание субъективного метода составляет описание и объяснение политико-социальной реальности через призму отношений субъекта (его мнений, позиций, интересов).

Теперь рассмотрим непосредственно содержательные особенности основных методов, применяемых в государственном и муниципальном управлении.

Конструирование объекта исследования (подбор фактов) как метод – субъективный процесс, но результаты должны быть объективными, общезначимыми, научно-образовательными.

Научно-практический эксперимент. Это способ получения информации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов государственного управления, обусловленных воздействием на них некоторых управляемых и контролируемых факторов.

Эксперимент – метод опытной проверки обоснованности и эффективности определенных научных положений и рекомендаций теории. В практике государственного управления это важный источник эмпирических данных для принятия эффективных решений.

Социологические методы – основное средство изучения обратных связей во взаимодействии систем управления и общества, выражающихся, например, в отношении отдельных социальных групп населения к тем или иным решениям государственных институтов.

При помощи социологических методов выясняется социальная эффективность государственной политики, включая экономическую, правовую систему, политическую и правовую культуру граждан.

Социологические методы в изучении государственного и муниципального управления важны также потому, что они позволяют переместить научный анализ с макроуровня на микроуровень, т.е. на уровень исследования конкретных отдельных индивидов, их групп я коллективов, их поведения и ориентации.

Эмпирическое исследование фиксирует определенное отношение респондентов к поступкам или к конкретным акциям государственной власти в отдельно взятой ситуации.

Исторический метод подходит к государственному и муниципальному управлению как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Он позволяет выявлять основные элементы изучаемого объекта и происходящие изменения в их содержании и взаимоотношениях.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление