Государственная политика в области развития местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также о механизмах ее реализации. Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Вопрос № 1. Государственная политика в области развития местного самоуправления………………………………………………………………….4
1.1. Органы занимающиеся выработкой и реализацией государственной политики в области развития местного самоуправления…………………….4
1.2. Принципы государственной политики и основные направления………6
1.3. Механизмы осуществления государственной политики……………….10
Вопрос № 2. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи……………………………………………12
2.1. Полномочия местного самоуправления в области строительства…….12
2.2. Полномочия местного самоуправления в области транспорта……….17
2.3. Полномочия местного самоуправления в области связи………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….24
Список нормативно-правовых актов………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по мп № 7.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

                                      Введение

              Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также  о механизмах ее реализации.  
           Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.  
           Государственная политика в области развития местного самоуправления направлена на обеспечение преемственности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.  
          Целью данной работы является рассмотрения вопроса об основных направлениях развития государственной политики РФ в области местного самоуправления, а также определение полномочий органов местного самоуправления  в области строительства, транспорта и связи.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Вопрос № 1. Государственная политика в области развития местного самоуправления.

1.1. Органы занимающиеся  выработкой и реализацией государственной  политики в области развития  местного самоуправления

В концентрированном виде основные положения такой политики на сегодня определены "Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.

Выработкой и реализацией государственной политики в области местного самоуправления занимаются федеральные и региональные государственные органы.

До последнего времени координационным центром, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления, являлся Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, который возглавлял Президент РФ. В число основных задач Совета входили:

- разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;

-  обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации этой политики;

-  рассмотрение проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;

-  пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления.

В Администрации Президента РФ есть структурные подразделения, занимающиеся вопросами местного самоуправления. Это - Главное государственно-правовое управление, Главное контрольное управление, Территориальное управление и ряд других.

В Государственной Думе этими вопросами специально занимается Комитет по вопросам местного самоуправления и аппарат этого комитета, в той или иной мере ими занимаются другие комитеты Государственной Думы и соответствующие подразделения ее аппарата. При Председателе Государственной Думы действует Совет представителей органов местного самоуправления в составе 32 человек - депутатов Государственной Думы и представителей 25 муниципальных образований. Цели, основные задачи и формы деятельности Совета закреплены в Положении о нем.

В Совете Федерации рассмотрение этих вопросов входит в компетенцию Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

В аппарате Правительства РФ вопросы местного самоуправления находятся в ведении Департамента по взаимодействию с регионами Российской Федерации.

В системе государственных органов исполнительной власти федерального звена создаются специальные органы, координирующие многоплановую работу по организации местного самоуправления. Так, Правительством РФ 27 июня 1996 г. принято постановление "О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления". Данное постановление предусматривает образование в пределах установленной штатной численности и фонда заработной платы структурных подразделений федеральных исполнительных органов, специализирующихся по вопросам местного самоуправления. Постановление содержит перечень федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих организацию постоянного взаимодействия с органами местного самоуправления (17 министерств, 11 государственных комитетов, 4 федеральные службы).

Правительство РФ образовало Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ (постановление от 15 августа 1997 г.). Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов социально-экономической реформы с учетом особенностей становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации и подготовку соответствующих предложений Правительству РФ.

Образование указанных консультативных и координационных структур ревностно воспринято субъектами Федерации. Делается вывод о том, что федеральная власть, не умея держать под своим контролем экономические, финансовые, политические возможности регионов, представителей региональных элит, решила взаимодействовать непосредственно с властью низового уровня - органами местного самоуправления. Полагаем со своей стороны, что это мнение также отражает сложные реалии современной политики государственного строительства в России.

Вместе с тем необходимо отметить, что в стране нет пока специального государственного органа (в виде федерального министерства, государственного комитета либо другого федерального органа исполнительной власти), который непосредственно занимался бы вопросами местного самоуправления и муниципального строительства. Хотя создание такого органа, давно назрело.

 

1.2. Принципы государственной  политики и основные направления

Государственная политика в области местного самоуправления направлена на обеспечение условий для дальнейшего развития и эффективной деятельности местного самоуправления, реализацию его конституционных полномочий. Эта политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

- единство целей, задач и механизмов государственной политики;

- комплексный подход к ее реализации;

- взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе реализации государственной политики;

- преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;

- всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;

- невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;

- контроль со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики.

Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

- обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

- создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

- обеспечение государственных гарантий местного самоуправления;

- завершение формирования правовой базы становления местного самоуправления;

- создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления;

- осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на реализацию названных основных направлений.

Конкретно государственная политика в области развития местного самоуправления реализуется в законодательно закрепленных полномочиях органов государственной власти в области местного самоуправления. Эти полномочия установлены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 4 названного Закона устанавливает следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления:

1) принятие и изменение федеральных  законов об общих принципах  организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законодательства  субъектов РФ о местном самоуправлении  Конституции РФ и федеральному законодательству;

3) обеспечение гарантий осуществления  предусмотренных Конституцией РФ  и законами РФ обязанностей  государства в области местного  самоуправления;

4) регулирование законами порядка  передачи объектов федеральной  собственности в муниципальную собственность;

5) наделение органов местного  самоуправления федеральным законом  отдельными полномочиями Российской  Федерации, передача им материальных  и финансовых средств, необходимых  для осуществления указанных  полномочий, контроль за их реализацией;

6) установление государственных  минимальных социальных стандартов;

7) регулирование отношений между  федеральным бюджетом и местными  бюджетами;

8) принятие федеральных программ  развития самоуправления;

9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

10) регулирование и защита прав  граждан на осуществление местного  самоуправления;

11) обеспечение федеральных гарантий  финансовой самостоятельности местного самоуправления;

12) установление федеральных гарантий  избирательных прав граждан при  выборах органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

13) установление порядка судебной  защиты и судебная защита прав  местного самоуправления;

14) регулирование и установление  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления  за нарушение законов;

15) осуществление прокурорского  надзора за соблюдением законности  в деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления;

16) регулирование особенностей  организации местного самоуправления  в приграничных территориях, закрытых  административно-территориальных образованиях;

17) регулирование основ муниципальной  службы.

Статья 5 названного Федерального закона устанавливает следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления:

1) принятие и изменение законов  субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов  субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ;

3) регулирование порядка передачи  и передача объектов собственности  субъектов РФ в муниципальную  собственность;

4) регулирование отношений между  бюджетами субъектов РФ и местными  бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного  самоуправления законом отдельными  полномочиями субъектов РФ, передача  материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ  развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление  местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой  самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных  минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение  порядка образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установление  и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти  субъектов РФ;

13) регулирование законами в  соответствии с настоящим Федеральным  законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

Информация о работе Государственная политика в области развития местного самоуправления