Государственная миграционная политика Российской Федерации и особенности ее реализации в Алтайском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития в Алтайском крае.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Миграционная политика: понятие,классификация,цели и задачи 5
1.2 Миграционно-правовые режимы: понятие и виды 10
1.3 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
2.1 Анализ миграционной ситуации в Алтайском крае за первый квартал 2013 года 19
2.2 Основные механизмы и этапы реализации региональной миграционной политики Алтайского края 28
2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2к,1сем.docx

— 157.87 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Сибирский институт управления

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

Тема: «Государственная миграционная политика Российской Федерации и особенности ее реализации в Алтайском крае»

 

                                                               Выполнил:

студентка 2 курса, гр. 12116

Федосеева И.Л.

 

                                                                    Руководитель:

старший преподаватель кафедры,

Кравец.А.А.

 

 

Новосибирск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.1

Это характерно не только для ситуации на федеральном уровне, но и для регионов, в частности для Алтайского края.

В этой связи привлечение мигрантов  - иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики России. Именно поэтому анализ особенностей региональной миграционной политики приобретает сейчас особую актуальность.

Объектом данной работы является миграционная ситуация Российской Федерации.

Предметом – особенности реализации миграционной политики в Алтайском крае.

Цель  данной курсовой работы: рассмотреть и проанализировать  сложившуюся миграционную ситуацию в Российской Федерации и особенности ее развития  в Алтайском крае.

В соответствие с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие, классификацию, цели и задачи миграционной политики.
  2. Рассмотреть понятие и виды миграционно-правовых режимов.
  3. Проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие миграционную политику.
  4. Проанализировать миграционную ситуацию в Алтайском крае за первый квартал 2013 года. 
  5. Определить механизмы, по средствам которых возможно ее совершенствование.
  6. Разработать рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Алтайском крае. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

1.1. Миграционная политика: понятие, классификация, цели и задачи

Миграционная политика – это основанная на принципах конституционного строя система объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами.2

К настоящему времени сложилось два подхода к определению миграции – в широком и узком смысле слова. В широком смысле под миграцией понимается любая форма территориальной мобильности населения безотносительно к ее регулярности, цели и продолжительности. Такого определения придерживаются, например, М.В. Курман и В.И. Староверов.

 Б.Д. Бреев считает, что миграция, или территориальная подвижность, есть «перемещение человека внутри определенного района либо за его пределы».

В узком смысле слова «миграция» – это смена места проживания за пределами конкретного населенного пункта. Данного определения придерживаются большинство исследователей миграции. Наиболее точное определение дает Л.Л. Рыбаковский, который к миграции относит лишь такую форму пространственной мобильности населения, которая отвечает одновременно двум условиям: население перемещается из одного населенного пункта в другой, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой

постоянного места жительства.3Опираясь на основные критерии и признаки идентификации миграции (расстояние (пересечение границы), время и причины), можно классифицировать миграционные процессы следующим образом. 4

1. Первый признак - время пребывания в месте вселения (новом месте жительства или приложения труда). В соответствии с этим критерием к основным видам миграции относят – постоянную (безвозвратную) и временную (возвратную). Постоянными миграциями можно считать перемещения, связанные с изменением постоянного места жительства. Временная миграция подразделяется на два класса – краткосрочную миграцию (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства) и долгосрочную миграцию (более 1 года). Краткосрочную миграцию можно подразделить на миграцию двух порядков – регулярную и нерегулярную. К видам регулярной миграции относятся ежедневные маятниковые миграции и приграничные миграции. К видам нерегулярной миграции относятся челночные, вахтовые, сезонные и эпизодические миграции.

2. Второй признак – географический или пространственный – позволяет выделить два типа – внешние и внутренние. Критерием является пересечение любых административных или государственных границ. Переселение населения между странами и континентами – это внешняя (международная) миграция. Она подразделяется на две основные разновидности (классы) – межконтинентальные и внутриконтинентальные миграции. Перемещение населения в переделах одной страны между административными районами и населенными пунктами называется внутренней или внутригосударственной миграцией.

3. Третий признак – цели миграции, которые подразделяют миграционные потоки на экономические (трудовая, коммерческая миграция), учебные, рекреационные миграции, а также миграция с целью воссоединения семей, в поисках убежища, миграция в связи с отдыхом и туризмом, религиозная миграция (паломничество), миграция в связи с ведением традиционного хозяйства (кочевничество). Различают внутреннюю трудовую миграцию – перемещение рабочей силы в пределах одного государства и международную (внешнюю трудовую) – с пересечением государственной границы.

4. Четвертый признак – уровень организации, по которому выделяют организованные (при посредничестве государства и неправительственных организаций) или самодеятельные миграции.

5. Пятый признак – структура миграционного потока, которая имеет возрастной, половой, этнический, семейный, образовательный, квалификационный и иной срез. В качестве отдельных видов миграции можно рассматривать миграционные потоки, объединенные каким–либо признаком (возраст, пол, национальность, специальность, семейное положение). При этом допустимы термины «семейная миграция», «миграция населения трудоспособного возраста», «миграция высококвалифицированных специалистов», «миграция женщин», «этническая миграция» и пр.

6. Шестой признак – способ вовлечения. Выделяются три вида миграции добровольные, вынужденные, принудительные миграции. Первый вид миграции обусловлен добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции. Вынужденная миграция – это совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не зависящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию. Принудительной миграцией можно считать насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

7. Седьмой признак – степень законности. Выделяются два типа миграции по этому признаку – легальная и нелегальная. Легальные мигранты пересекают границу и находятся в стране на законных основаниях. Нелегальные мигранты - люди, которые незаконно пересекают границу, а также люди, законно пересекающие границу, но затем становящиеся нелегальными мигрантами (например, не имеющие регистрации в уполномоченных государственных органах, нарушающие сроки действия визы, или их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным при въезде в страну).

Цели государственной миграционной политики Российской Федерации5:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации6:

а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

в) содействие развитию внутренней миграции;

г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

ж) противодействие незаконной миграции.

 

1.2.Миграционно-правовые  режимы: понятие и виды

Одними из наиболее значимых элементов структуры правовой миграционной политики государства являются правовые средства ее осуществления. Они представляют собой тот костяк, с помощью которого государство в лице органов, реализующих государственно-политическую деятельность в сфере территориального перемещения населения, претворяет свою волю при регулировании общественных отношений.

 Правовые  средства, посредством которых реализуется  миграционная политика государства, не могут существовать сами  по себе, без взаимосвязи. Они не будут носить правовой характер, не имея нормативного обеспечения. Правовые средства по своей природе связаны между собой, образуя определенные комплексы. Эти связи носят функциональный характер, что позволяет дифференцировать их по сферам приложения. Во взаимосвязи правовых средств находит выражение специфика применяемой государством системы средств воздействия на общественные отношения.

Функциональный характер связи правовых средств и их нормативность позволяет формировать системы правовых средств, объединяемых единой целью действия. Такое объединение представляется уместным считать правовым режимом функционирования определенной системы общественных отношений и их опосредования в правовых предписаниях.7

Совокупность правовых средств, объединенных едиными целями правовой миграционной политики, образует миграционно-правовой режим как разновидность административно-правового режима. В науке административного права административно-правовые режимы понимаются либо как «специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни», либо как «комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно отличающихся от тех, которые применяются органами государственной власти и в их числе органами власти исполнительной в нормальных (обычных) условиях функционирования»8. Здесь необходимо отметить, что при описании правовых режимов Д.Н. Бахрах справедливо отмечал отраслевой их характер, причем административно-правовые режимы он определил как вид правовых режимов вообще. Думается, что данные подходы вряд ли могут быть использованы для характеристики сущности миграционно-правового режима.9

В первом случае административно-правовой режим представляется как административная процедура, т. е. деятельность специально уполномоченных органов государственного управления «по реализации регулятивных норм административного права, урегулированная административно-процессуальными нормами»10. Во втором случае — как особая система специальных мер (правовых средств), предназначенных для решения особых или специальных задач. Так, А.В. Юсупов определяет правовой режим как «официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования»11.

Информация о работе Государственная миграционная политика Российской Федерации и особенности ее реализации в Алтайском крае