Черная металлургия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Черная металлургия – отрасль тяжелой промышленности, производящая различные черные металлы. Она охватывает добычу железной руды и производство черных металлов – чугуна – стали – проката. Чугун и сталь используются в машиностроении, сталепрокат в строительстве (балки, кровельное железо, трубы) и транспорте (рельсы). Крупным потребителем сталепроката является ВПК.

Вложенные файлы: 1 файл

черная меаллургия.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

 

Черная металлургия России

 

 

Металлургический  комплекс – это основа индустрии  Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства  страны. Металлургия относится к  числу базовых отраслей народного  хозяйства и отличается высокой  материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных  металлов приходится более 90% всего  объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем объеме транспортных перевозок  Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего  грузооборота. На нужды металлургии  расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в  промышленности.

Черная  металлургия – отрасль тяжелой  промышленности, производящая различные  черные металлы. Она охватывает добычу железной руды и производство черных металлов – чугуна – стали –  проката. Чугун и сталь используются в машиностроении, сталепрокат в строительстве (балки, кровельное железо, трубы) и транспорте (рельсы). Крупным потребителем сталепроката является ВПК.

Спецификой  металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями  масштаб производства и сложность  технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная с добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только  в пределах России, но и в масштабах стран Содружества. Так, в производстве титана и титанового проката сложилась устойчивая межгосударственная кооперация предприятий России, Украины, Казахстана и Таджикистана.

 Россия  полностью обеспечивает свои  потребности в продукции черной  металлургии и экспортирует ее.

Важнейшие виды продукции чёрной металлургии: горячекатаный и холоднокатаный прокат, стальные трубы и металлоизделия.

Черная металлургия  имеет следующие особенности  сырьевой базы:

-      Сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента – 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения. Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% - сложным методом обогащения;

-      Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную технологию и получать металл с самыми различными свойствами;

-      Различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной металлургии сырья);

-      Использование руд, сложных по своему составу (фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более 2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.

Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии  является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах России сосредоточена большая часть  топливно-энергетических ресурсов и  сырья для металлургического  комплекса, а основное потребление  их осуществляется в европейской  части России, что создает проблемы, связанные с большими транспортными  затратами на перевозку топлива  и сырья.     

  Размещение предприятий черной  металлургии полного цикла зависит  от сырья и топлива, на которые  приходится большая часть затрат  по выплавке чугуна, из них  около половины – на производство  кокса и 35-40% - на долю железной  руды.  

  В настоящее время в связи  с использованием более бедных  железных руд, требующих обогащения, строительные площадки размещаются  в районах добычи железной  руды. Однако нередко приходится  везти обогащенную железную руду  и коксующий уголь за многие  сотни и даже тысячи километров  от мест их добычи на металлургические  предприятия, расположенные вдали  от сырьевых и топливных баз.      

  Таким образом, существуют три  варианта размещения предприятий  черной металлургии полного цикла,  тяготеющих  либо к источникам сырья (Урал, Центр), либо к источникам топлива (Кузбасс), либо находящихся между ними (Череповец). Эти варианты обуславливают выбор района и места строительства, наличие источников водоснабжения и вспомогательных материалов.      

  Большими объемами производства  отличается передельная металлургия, к которой относятся сталеплавильные, сталепрокатные и трубные заводы, специализирующиеся на выплавке стали из чугуна, металлического лома, металлизированных окатышей, производстве стального проката и труб. Заводы, передельной металлургии создаются в крупных центрах машиностроения, где потребности в металле определенных сортов достаточно велики. К передельной металлургии относятся также сталеплавильные заводы, на которых производится особо высококачественная сталь для различных отраслей машиностроения (инструментальная, шарикоподшипниковая, нержавеющая, конструкционная и др.).     

  Новым направлением развития  черной металлургии является  создание электрометаллургических  комбинатов, для производства стали  из металлизированных окатышей, получаемых методом прямого восстановления  железа (Оскольский электрометаллургический комбинат), где достигаются высокие технико-экономические показатели по сравнению с традиционными способами получения металла.     

  Предприятия малой металлургии  размещаются там, где имеются  машиностроительные заводы. Выплавка  на них производится из привозного  металла, металлолома, отходов  машиностроения.     

  В современных условиях все  большее влияние на размещение  отраслей металлургического комплекса  оказывает научно-технический прогресс. Наиболее полно воздействие его как фактора размещения производства проявляется при выборе районов нового строительства металлургических предприятий. С развитием научно-технического прогресса расширяется сырьевая база металлургии в результате совершенствования методов поиска и разработки рудных месторождений, применения новых, наиболее эффективных технологических схем производства по комплексной переработке сырья. В конечном счете, увеличивается число вариантов размещения предприятий, по-новому определяются места их строительства. Научно-технический прогресс выступает важным фактором не только рационального размещения производства, но и интенсификации отраслей металлургического комплекса.     

  Значительную роль в размещении  металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной. 

      На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.     

  На нынешнем этапе развития  народного хозяйства резко обострилась  экологическая обстановка во  многих районах России, что не  может не учитываться в процессе  размещения металлургических предприятий,  которые оказывают сильное воздействие  на окружающую среду и природопользование, являясь крупными загрязнителями  атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. При современных объемах  производства это воздействие  весьма ощутимо. Известно, что  чем выше уровень загрязнений  окружающей среды, тем больше  затрат на предотвращение загрязнения.  Дальнейший рост этих затрат  в конце концов может привести  к убыточности любого производства.      

  На долю предприятий черной  металлургии приходится 20-25% выбросов  пыли, 25-30% окиси углерода, более половины  окислов серы от их общего  объема в стране. Эти выбросы  содержат сероводород, фториды,  углеводороды, соединения марганца, ванадия, хрома и др. (более  60 ингредиентов). Предприятия черной  металлургии, кроме того, забирают  до 20-25% воды общего ее потребления  в промышленности и сильно  загрязняют поверхностные воды.     

  Учет экологического фактора  при размещении металлургического  производства – объективная необходимость  в развитии общества.     

  В процессе обоснования размещения  металлургических предприятий необходимо  учитывать весь комплекс факторов, способствующих организации более  эффективного производства на  той или иной территории, т.е.  их совокупное взаимодействие  на процессы производства и  жизнь населения в регионах.

 

 

 

Чугун выплавляется в доменных печах –  огромных и дорогих сооружениях  из огнеупорного кирпича. Сырьем для  производства чугуна является марганец, железная руда, огнеупоры (известняк). В качестве топлива используется кокс и природный газ. 95% кокса  выпускается металлургическими  комбинатами.

Сталь выплавляется в мартеновских печах, конвертерах и электропечах. Сырьем для производства стали является чугун и металлолом. Качество стали  повышается при добавлении цветных  металлов (вольфрама, молибдена). Стальной прокат производится на прокатных станках.

Структура черной металлургии стимулировала  развитие внутри- и межотраслевых  комбинатов. Большинство металлургических заводов в России – комбинаты, которые включают в свой состав три  стадии производства металла: чугун  – сталь – прокат (+ коксохимический завод, + ТЭС или АЭС + производство стройматериалов + метизный завод).

На  каждую тонну чугуна затрачивается 4 тонны железной руды, 1,5 тонны кокса, 1 тонна известняка, большое количество газа, т. е. черная металлургия –  материалоемкое производство, которое приурочено к сырьевым базам или к источникам топлива (кокс).

 

Факторы размещения:

     

  • сырьевой
  • топливный
  • трудовые ресурсы
  • водный фактор

 

Поэтому предприятия полного цикла размещаются: у железной руды или кокса; у источников сырья и кокса; между коксом и  сырьем (Череповецкий металлургический комбинат). После распада СССР –  в России осталось 60% черной металлургии (большое количество осталось на Украине).

50% проката  и 60% стали производится на  устаревшем оборудовании.

 Перспективы  страны связаны с техническим  перевооружением и новейшими  технологиями. Речь идет о модернизации  действующих предприятий. Предусматривается  замена мартеновского производства  стали на новые способы производства  – кислородно-конвертерный и  электросталеплавильный на заводах  Урала и Кузбасса. Увеличивается  производство стали конверторным  способом до 50%.

 

Типы предприятий:        

  1. Комбинат – полный цикл – чугун – сталь – прокат.
  2. Предприятия передельной металлургии – сталь – прокат. Такие предприятия выплавляют сталь из металлолома и размещаются в крупных центрах машиностроения.
  3. Доменные предприятия (производство только чугуна). Их мало. В основном это заводы на Урале.
  4. Малая металлургия с производством стали и проката на машиностроительных заводах.
  5. Трубные заводы.
  6. Производство ферросплавов – сплавов железа с лигирующими металлами (марганец, хром, вольфрам, кремний).

Из-за высоких расходов электроэнергии – 9000 кВт/ч на 1 тонну продукции предприятия черной металлургии тяготеют к дешевым источникам электроэнергии, сочетающимся с ресурсами лигирующих металлов, без которых невозможно развитие качественной металлургии (Челябинск, Серов - Урал).

Состояние и  развитие металлургии в значительной степени определяются динамикой  развития мировой экономики. На сегодняшний  день Россия занимает 4 место в мире по производству стали (72,4 млн т в год), по экспорту стальной продукции занимает 3 место в мире (27,6 млн т в год — 46 % от общего объема производимого металлопроката), а по импорту (5,1 млн т в год) — входит в первую десятку стран мира (доля импорта во внутреннем потреблении стального проката составляет 14%/

Доля чёрной металлургии в общем объёме промышленного  производства составляет около 10 %. В состав отрасли входит более 1,5 тыс. предприятий и организаций, 70 % являются градообразующими. Число занятых в отрасли — свыше 660 тыс. человек.

Россия  обеспечена полностью сырьем для  черной металлургии кроме марганцевых  руд, которыми богата Украина. В России – 40% мировых запасов железной руды. 80% железной руды добывается открытым способом. 20% добываемой руды Россия экспортирует.

Инвестиции.

За первое десятилетие XXI века в отрасль было инвестировано  свыше 1,2 трлн рублей, из которых более 695 млрд рублей — с 2008 по 2010 год.

Информация о работе Черная металлургия России