Эффективность управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Эффективность отдельных управленческих решений в значительной степени зависит от внешних по отношению к организации обстоятельств, характеризующих изменение рыночной ситуации, как вследствие изменения общеэкономических факторов, так и в результате деятельности конкурентов. Реализация долгосрочных планов развития организации в условиях конкуренции предполагает оценку финансового состояния и стоимости организации, управление ее активами с целью получения прибыли.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

Введение 3
1. Управленческие решения и их виды 4
2. Процесс принятия решений 5
3. Эффективность управленческих решений 12
Заключение 16
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

управленческие решения.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение 3

1. Управленческие решения и их виды 4

2. Процесс принятия решений 5

3. Эффективность управленческих решений  12

Заключение 16

Библиографический список                                                                           17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность отдельных  управленческих решений в значительной степени зависит от внешних по отношению к организации обстоятельств, характеризующих изменение рыночной ситуации, как вследствие изменения  общеэкономических факторов, так и в результате деятельности конкурентов. Реализация долгосрочных планов развития организации в условиях конкуренции предполагает оценку финансового состояния и стоимости организации, управление ее активами с целью получения прибыли.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Управленческие решения, принимаемые руководством организации  на каждом этапе реализации стратегии, строятся на основе данных о ее  внутренних ресурсах и внешнем окружении. Существующие методы и модели принятия решений оказывают значительную помощь менеджерам при решении многих вопросов, но отсутствие комплексного подхода к решению управленческих задач, недостаток информации о возможных изменениях конкурентной ситуации не позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В  данной  работе  рассматривается  управленческие решения и их виды, процесс принятия решений, эффективность управленческих решений.

 

 

 

  1. Управленческие решение и их виды

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.

Черты управленческих решений1:

  • обоснованность;
  • своевременность;
  • комплексность подхода;
  • законность;
  • четкая формулировка задач;
  • посильность исполнения;
  • преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

Руководитель в течение  своей деятельности вынужден постоянно  принимать решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит от его личных качеств, национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.

Управленческое решение  – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности руководителя, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения  принимают руководители, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и  уточняющие действия преобладают над  генерированием идей, поэтому в таких  решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения  отличаются от импульсивных тем, что  их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения  характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации1.

 

  1. Процесс принятия решений

Принятие решений в  управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

Стадия 1.


  • Признание проблемы;
  • Формулирование проблемы;
  • Определение критериев успешного решения проблемы.

Главная задача состоит  в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения  должен начинаться с осознания необходимости  его принятия.

Если исходить из того, что решение – это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то его принятие не состоится.

Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом  процессе – интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы –  это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может  быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть, второй и третий – проявляются сами и требуют вмешательства руководителя.1

Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы:

    • Что действительно происходит в организации?
    • Каковы причины происходящего?
    • Что за всем этим стоит?

Определение и последующее  формулирование проблемы позволяют руководителю ранжировать ее в ряду других проблем. Ранжирование – упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов. В основу ранжирования могут быть положены следующие факторы:

  • Последствия проблемы (эффективность, влияние);
  • Воздействие на организацию (что произойдет при решении проблемы);
  • Срочность проблемы и ограничения по времени;
  • Степень использования способностей и времени руководителя;
  • Внимание к проблеме (может ли проблема решиться сама собой, или она будет решена в ходе решения других проблем).

Изучение этих факторов позволяет руководителю определить порядок решения проблем, выстроив их от наиболее важных до наименее важных.

Так как о решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются «критериями решения» и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора руководителям важно четко представлять, чего они хотят достичь. В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут иметь возможность высказать свои предположения, требования.

Руководитель проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда как другие просто фиксируют желательные характеристики, чтобы принять достаточно эффективное решение, следует разделить критерии на жесткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись.

Стадия 2.

На этой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении  различных мест расположения нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения  выглядят хорошими и ни одно не кажется  преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, Руководитель нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.

Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для  последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители.1

Определяя выбор альтернативных вариантов решения проблемы, руководитель, стремясь увеличить вероятность получения более высокой отдачи, может пожелать столько альтернативных решений, сколько возможно. Лучший результат при принятии решения достигается при большем числе умело разработанных смелых творческих вариантов. Однако, при этом выбор из них одного становится тем труднее, чем их больше, практически осуществляется только одно действие из возможных, поэтому рекомендуется предварительно определить экономическую целесообразность, трудоемкость и выгодность изыскивать все возможные альтернативы решения. Выбор определенной альтернативы включает оценку эффективности решений, определение ожидаемой отдачи выхода за минусом входа с использованием формально-логических и эвристических методов, базирующихся на творческих способностях и опыте руководителя. Необходимо установить критерии оценки эффективности решения, а исходя из критерия результативности, учитывать крайности.

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследованием анализ.

Привлечение прошлого опыта  является, пожалуй, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные  руководители не просто используют данный подход, а испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что, чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений, развивает интуицию. Большой интерес для руководителя представляет изучение опыта успешных компаний, потерпевших неудачу.

Эксперимент как метод  выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив, и они апробируются на практике с целью определения того, что же может произойти. Эксперимент широко используется в науке. Существует достаточно веское мнение о необходимости широкого использования данного метода в управлении, и в частности при принятии решений. Считается, что это чуть ли не единственный путь для руководителя добиться уверенности, что принимаемое решение правильно.

Вместе с тем существуют решения, которые просто не могут быть приняты  без проведения по ним подтверждающих правильность выбора экспериментов. Так, решение о серийном выпуске самолета не может быть принято без производства и испытания одной или нескольких его моделей. Эксперимент также широко используются в маркетинговых решениях. Организационные решения часто проверяются в подразделениях, прежде чем их распространяют на всю компанию. Кадровое решение может быть проверено в ходе ротации или стажировки на новой должности.1

Считается, что наиболее общим и, возможно, наиболее эффективным методом  отбора альтернатив является проведение исследований и анализа. Этот метод предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее важными ее переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям.

Стадия 3.

Это завершающая стадия, состоящая  из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой руководителей является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то оно обязательно будет выполнено.

Информация о работе Эффективность управленческих решений