Российско-японские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

История российско.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Традиционным стереотипом  при определении советско-японских и российско-японских отношений  является мнение, что они находятся  в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией  придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей  не хотел посещать Японию.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между  двумя странами, а также территориальную  проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

 

 

 

 

 

 

  1. История российско-японских отношений

Русско-японские отношения  имеют более чем трехсотлетнюю  историю. В конце XVII века во время похода на Камчатку казачий пятидесятник Владимир Атласов встретил у местных жителей странного пленного. Это был японский купец Дэмбей, чье судно потерпело крушение на пути из Эдо в Осаку. После четырехмесячного дрейфа корабль прибило к берегам Камчатки. Дэмбей был доставлен в столицу и в 1702 году встретился с Петром I. Русский царь распорядился содержать купца за казенный счет, приказал ему учить русский язык, а также обучить японской грамоте нескольких русских. Петр I основал первую японскую школу, которая в 1745 году была переведена в Иркутск.

 В 1854 году Япония, бывшая  до этого закрытой страной,  была открыта для европейцев. Уже в 1855 году был заключен  первый русско-японский договор  о мире и дружбе. Этот договор  определял морскую границу, а  японское правительство открыло  для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был  заключен договор о взаимной  свободе торговли и мореплавания.

Отношения между Россией  и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и  велась за господство в Северо-Восточном  Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния  Японии и уступила ей Южный Сахалин.

1 сентября 1939 года началась  вторая мировая война. В течение  практически всего ее периода  (сентябрь 1939 г. август 1945 г.) Япония  и Советский Союз не находились  в состоянии войны. Дело в  том, что в апреле 1941 года между  обеими странами был заключен  Пакт о нейтралитете со сроком  действия на 5 лет. 

11 февраля 1945 года в  Ялте встретились главы правительств  трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и  У. Черчилль. В результате Ялтинской  конференции (Крымской конференции)  СССР выразил согласие на определенных  условиях вступить в войну  против Японии. По условию Ялтинской  конференции СССР отходили так  называемые северные территории.

9 августа 1945 года, три  дня спустя после атомной бомбардировки  Хиросимы и в тот же день  атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну  против Японии, поражение которой  уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония  приняла условия Потсдамской  декларации и капитулировала  перед союзными державами. 

После окончания войны  вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров  между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань войсками Китая, а Сахалин  и Курильские острова советскими войсками. Что касается Курил, то советские  войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись  до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду  Хабомаи, которые являются исконными  территориями Японии. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных  действий, и, следовательно, подлежала  прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору. И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил  районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947-49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

В 1956 году между Советским  Союзом и Японией были проведены  переговоры, которые, однако, не привели  к договоренности: японская сторона  заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан  и гряда Хабомаи являются территорией  Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась  вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали  Совместную декларацию, предусматривавшую  прекращение состояния войны  и восстановление дипломатических  отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного  договора и о возвращении после  заключения мирного договора гряды  Хабомаи и острова Шикотан. Проблема Хабомаи и Шикотана в составе  территориального вопроса между  Японией и СССР в принципе разрешена  японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа  и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному  договору.

После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального  результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время  занимал жесткую позицию, сводившуюся  к тому, что территориального вопроса  не существует.

Появление в 1991 году на международной  арене новой России как суверенного  государства, провозгласившего путь демократических  и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного  по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом - Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с  Японией как неизбежного следствия  прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Японское правительство  в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в  качестве государства продолжателя СССР и заявило о своей поддержке  российских реформ в качестве долгосрочного  стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех  преобразований в России отвечает интересам  всего международного сообщества, включая  Японию.

Однако процесс налаживания  отношений между странами шел  достаточно вяло, несмотря на то, что  японское руководство отошло от прежней  жесткой увязки всего и вся  в российско-японских отношениях с  прогрессом в решении территориальной  проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией  параллельно с продолжением переговоров  по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания  взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина  в Токио в октябре 1993 года. В  результате была подписана Токийская  декларация о российско-японских отношениях первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между  новой Россией и Японией, а  также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства  нового международного порядка и  полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять  сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений  по многим направлениям. В частности  были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества. Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое  развитие российско-японских отношений  приходится на период с 1997 года. 1 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений  России и Японии неформальная встреча  руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в  направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые  принципы российско-японских отношений  взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено  проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения  России и Японии и договорились приложить  все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х  годов создали предпосылки для  повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом  России Б. Н. Ельциным и премьер-министром  Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших  мест во внешней политика России и  Японии, лидеры двух стран провозгласили  в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских  отношений прошел под знаком  последовательной реализации поставленной  на высшем уровне задачи строительства  партнерских отношений. Российско-японские  отношения продвигались вперед  в ключе общего понимания, что  созидательное партнерство предполагает  широкое, активное развитие всего  комплекса двусторонних связей  и сотрудничества в сочетании  с продолжением конструктивного  решения проблемы пограничного  размежевания.

5 сентября 2000 года состоялся  официальный визит Президента  России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И.  Мори были сфокусированы на  таких ключевых аспектах, как  стратегическое сотрудничество  в мировых делах, развитие двусторонних  торгово-экономических связей и  проблема мирного договора, причем  по каждому из этих аспектов  был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних  отношений Президент России и  премьер-министр Японии подписали  Совместное заявление о взаимодействии  России и Японии в международных  делах. Здесь стороны не просто  суммируют совпадающие или близкие  подходы, но идут дальше, к реальной  взаимной поддержке. Подводя итог, можно сказать, что визит В.  Путина стал важным шагом в  процессе строительства партнерства  между двумя странами. Это позволяет  высказать предположение о сохранении  и развитии позитивных тенденции  в отношениях России и Японии.

 

 

 

 

  1. Экономическое сотрудничество стран

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений  двух стран. История развития экономических  отношений стран развивалась  параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в  налаживании экономических отношений  был сделан в ноябре 1994 года: стороны  договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам, которую возглавляют заместитель  председателя правительства России и министр иностранных дел  Японии.

В ходе различных контактов  между руководством стран был  заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону  переговоров В. Путина и И. Мори, так  как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим  вопросам. Итак, в ходе переговоров  была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической  области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления  российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение  взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и  Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные  связи, поддержка экономических  реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Информация о работе Российско-японские отношения