"Культурная революция" в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Мао Цзэдун и его сторонники выступили за возвращение к "яньиньским" нормам политической и социально-экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после Х пленума ЦК КИК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об "обострении классовой борьбы", выдвинул положение "о продолжении революции при диктатуре пролетариата". В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь "ревизионизма". Причем с самого начала борьба с "ревизионизмом" внутри страны стала неразрывно увязываться с борьбой против "международного ревизионизма", в это понятие включалась КПСС и. ряд других коммунистических и рабочих партии.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурная революция .doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

"Культурная революция"  в Китае

 

Разногласия в руководстве КПК  по проблемам определения внутриполитического  курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты  к концу 1965 г. Мао Цзэдун и его  сторонники выступили за возвращение  к "яньиньским" нормам политической и социально-экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после Х пленума ЦК КИК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об "обострении классовой борьбы", выдвинул положение "о продолжении революции при диктатуре пролетариата". В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь "ревизионизма". Причем с самого начала борьба с "ревизионизмом" внутри страны стала неразрывно увязываться с борьбой против "международного ревизионизма", в это понятие включалась КПСС и. ряд других коммунистических и рабочих партии.

Мысль о "появлении ревизионизма в Китае" Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г. Он считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и "контрреволюционных ревизионистов", и, только начав "великую пролетарскую культурную революцию", можно отвоевать власть, узурпированную "лицами, обладающими властью в партии и идущими по капиталистическому пути". Таким образом, "культурная революция", задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органон партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций "казарменного коммунизма", ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: "В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - у дачжайской производственной бригады", "Всей стране учиться у армии", "Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий". Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул "культурную революцию" и руководил ею.

Историю "культурной революции" большинство китайских ученых делит  на три этапа.

Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г. - это была наиболее активная и разрушительная фаза "культурной революции", закончившаяся созывом IX съезда КПК. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965 г. в шанхайской газете "Вэньхуэй бао" статьи Яо Вэньюаня "О новой редакции исторической драмы "Разжалование Хай Жуя". Пьеса была написана в I960 г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959 г. негативную оценку "большому скачку" и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье "антисоциалистической ядовитой травой". За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК. В конце 1965 г. был снят со своих постов заместитель министра обороны КНР, начальник Генерального штаба НОАК, секретарь ЦК КПК Ло Жуйцин, обвиняемый в "выступлении против партии" и "узурпации власти в армии".

В мае 1966 г. на расширенном заседании  Политбюро ЦК КПК было принято "Сообщение  ЦК КПК от 16 мая", в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о "культурной революции". На заседании был подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии, включая секретаря ЦК КПК, первого секретаря Пекинского горкома партии Пэн Чжэня, секретаря ЦК КПК, заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Лу Диньи, кандидата в члены Секретариата ЦК КПК Ян Шанкуня. Затем была создана Группа по делам культурной революции при ЦК КПК (далее ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цин и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн, курировавший органы госбезопасности, - советником Группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат ЦК КПК и превратилась не без помощи Мао в "штаб культурной революции".

Для подавления оппозиционных сил  в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом "Манифесте" хунвэйбинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао - наша раопо. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию".

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для  того чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить "культурную революцию", начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на "суд масс" в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их "ревизионистские действия", а в действительности - за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР. По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966 г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33 тыс.695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85 тыс. человек. К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов было уже изгнано 397400 человек, попавших в разряд "нечисти".

В августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го созыва, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, ставшие жертвами преследований.5 августа Мао Цзэдун лично написал и вывесил в зале заседаний свою дацзыбао "Огонь по штабам!", он объявил участникам пленума о существовании в партии "буржуазного штаба", обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные" органы власти.

После "реорганизации" партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один министр обороны Линь Бяо, о котором  говорилось как о "преемнике" Мао  Цзэдуна. В результате заигрываний  Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть "огонь по штабам", бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч  членов КПК, усилились преследования  интеллигенции. Из 97 членов и 73 кандидатов в члены ЦК КПК 8-го созыва соответственно 60 и 37 были объявлены "спецагентами и предателями", "контрреволюционными ревизионистскими элементами", 60 из 115 членов Постоянного комитета ВСНП 3-го созыва оклеветаны как "предатели", "ревизионисты", "лица, поддерживающие тайные связи с заграницей". Было репрессировано более 30 секретарей горкомов РШК, мэров и их заместителей, многие из них погибли. Более 2600 работников литературы и искусства стали жертвами репрессий. Погибли такие известные писатели, как Лао Шэ, Чжао Шули и десятки других. Только в 17 провинциях и городах было ошельмовано более 142 тыс. кадровых работников, занятых в сфере образования, и преподавателей. Подверглись репрессиям более 53 тыс. человек, работающих в области науки и техники.

В годы "культурной революции", говорилось в обвинительном заключении по делу "четверки" (1981 г.), преследованиям, травле и уничтожению подверглось "большое число руководящих  работников отдела ЦК КПК по организационной  работе, органов общественной безопасности разных ступеней, прокуратуры, суда, армии, органов пропаганды". Жертвами "четверки" и Линь Бяо, согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были "доведены до смерти". По официальным китайским данным, число пострадавших в ходе "культурной революции" составило около 100 млн. человек.

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов  появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести "культурную революцию" на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а иногда и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили такие видные партийные, государственные и военные деятели, как Чжу Дэ, Хэ Лун, Чэнь И и другие.

Чтобы сломить сопротивление противников "культурной революции", была развернута кампания по "захвату власти". В январе 1967 г. цзаофани Шанхая, подстрекаемые  и руководимые ГКР, в частности  ее членами Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюанем, захватили партийную и административную власть в городе. Вслед за этим волна "захвата власти" у "облеченных властью и идущих по капиталистическому пути" прокатилась по всему Китаю. В Пекине в середине января власть была "захвачена" в 300 ведомствах и учреждениях. Парткомам и органам власти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с основания КНР стремились "реставрировать капитализм", "насаждали ревизионизм".

"Захват власти" осуществлялся  с помощью армии, подавлявшей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки "бунтарей" были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Подтверждением этому явились Уханьские события лета 1967 г.

Но быстро осуществить план "захвата  власти" не удалось. Забастовки рабочих  ширились, повсеместно происходили  кровопролитные столкновения с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней. Как пишут китайские историки, "Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты подвергались гонениям".

С января 1967 г. началось создание новых  антиконституционных органов местной  власти - "ревкомов". На первых порах  преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что  вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.

Состоявшийся в октябре 1968 г. XII пленум ЦК КПК, на котором присутствовало около трети состава ЦК, так  как остальные были к этому  времени репрессированы, санкционировал все акции "культурной революции", "навсегда" исключил из партии на основе сфабрикованных обвинений Председателя КНР Лю Шаоци и снял его со всех постов, одобрил проект нового Устава КПК. Началась усиленная подготовка к созыву IX съезда КПК.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на  который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1966 - 1969 гг. В основном докладе, с которым на съезде выступил Линь Бяо, была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968 г. Вся история партии представлялась как борьба "линии Мао Цзэдуна" против различных "уклонистов", в том числе Ван Мина, Гао Гана, Пэн Дэхуая, и особенно Лю Шаоци. IX съезд одобрил курс на "непрерывную революцию", на подготовку к войне.

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Устава, принятого VIII съездом КПК в 1956 г., не определил задачи партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены "идеи Мао Цзэдуна". В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо "преемником" Мао Цзэдуна. Как подчеркивал китайский историк Ли Хунлинь, положение о "преемнике", характерное для монархического абсолютизма, было внесено в Устав КПК Кан Шэном, который считал это "новаторским явлением" в истории международного коммунистического движения. "Это действительно было "новаторством" в том смысле, что со времени возникновения международного коммунистического движения такого странного явления еще не было, - писал Ли Хунлинь. - Трудно сказать, сколь "великое значение" имело оно для всего мира, а вот на судьбу Китая оно оказало воистину большое влияние, приведя страну на грань катастрофы".

В "Решении по некоторым вопросам истории КПК", принятом VI пленумом ЦК КПК 11-го созыва (июнь 1981 г.), указывается: "IX съезд партии, узаконивший ошибочную теорию и практику "культурной революции", укрепил позиции Линь Бяо, Цзян Цин, Кан Шэна и других в ЦК партии".

Второй этап "культурной революции" - от IX до Х съезда КПК - начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Некоторые руководители, которым удалось  сохранить свои позиции, требовали  корректировки экстремистских установок  в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

Информация о работе "Культурная революция" в Китае