Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Общей целью данной работы является изучение понятия и сущности деловой культуры и деловых отношений, а также особенностей деловой культуры Российской Федерации.
Основными задачами, которые реализуются в настоящей работе, выступают следующие:
1) изучить теоретический аспект деловой культуры: её сущность, значимость при ведении международного бизнеса;
2) дать характеристику российской и белорусской деловой культуре;
3) изучить основные пути совершенствования деловой культуры российского и белорусского обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность деловой культуры и стили делового общения……………..5
1.1 Понятие деловой культуры и делового общения………………………….5
1.2 Значимость деловой культуры при ведении международного бизнеса…...8
1.3 Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов…………10
Глава 2 Особенности деловой культуры России………………………………16
2.1 Возникновение и развитие деловой культуры в России…………………..16
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России……...21
2.3 Пути совершенствования деловой культуры в России …………………...23
Глава 3 Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта………..…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников..................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая! доработанная.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1 Сущность деловой  культуры и стили делового общения……………..5

1.1 Понятие деловой культуры   и делового общения………………………….5

1.2 Значимость деловой  культуры при ведении международного бизнеса…...8

1.3 Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов…………10

Глава 2 Особенности деловой культуры России………………………………16

2.1 Возникновение и развитие  деловой культуры в России…………………..16

2.2 Этические нормы деловых  связей и деловых отношений в России……...21

2.3 Пути совершенствования  деловой культуры в России …………………...23

Глава 3 Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта………..…………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованных источников..................................................................33

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает  значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, применяется термин “деловая культура”. Понятие «деловая культура» в русском языке находится в стадии формирования, его смысловая нагрузка сейчас довольно-таки размытая. Некоторые ученые считают, что под данным термином подразумевается культура распределения прибыли в компании между сотрудниками и теми, кто в целом что-то делал для появления этой прибыли. Однако более распространенным является мнение, в рамках которого под «деловой культурой» понимаются определенные правила поведения в сфере деловой активности, корпоративные традиции и обычаи, рабочий этикет и нормы.

Тема настоящей  курсовой работы весьма актуальна, поскольку  деловая культура страны во многом определяет успех государства в  ведении международного бизнеса.

Общей целью  данной работы является изучение понятия  и сущности деловой культуры и  деловых отношений, а также особенностей деловой культуры Российской Федерации.

Основными задачами, которые реализуются в настоящей  работе, выступают следующие:

1) изучить теоретический аспект деловой культуры: её сущность, значимость при ведении международного бизнеса;

2) дать характеристику российской и белорусской деловой культуре;

3) изучить основные пути совершенствования деловой культуры российского и белорусского обществ.

В процессе написания  данной работы были применены следующие  общенаучные методы исследования:  описание, сравнительный анализ, обобщение, анализ и синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность деловой культуры и стили  делового общения

 

1.1 Понятие  деловой культуры и делового  общения

 

В мировой практике различают три уровня культуры, влияющие на бизнес: национальная культура, организационная (деловая культура) и управленческая культура, которую часто называют стилем руководства. Все эти уровни культуры взаимодействуют между собой. Национальная культура влияет на организационную культуру, которая, в свою очередь, влияет на управленческую культуру. Но при волевом руководителе наоборот, управленческая культура формирует организационную культуру.

Примерно с 80-х  годов в мировой управленческой практике одной из главных тем  стала тема деловой культуры. Под  деловой культурой принято понимать совокупность основных принятых в данном коллективе ценностей, убеждений, установок, норм поведения, а также общий моральный климат в организации, которые помогают работникам организации понять ее назначение, механизм функционирования и создают необходимые нормы внутренних отношений и соответствующие правила их выполнения. [7, c. 12]

Рост интереса к этой проблеме возник в связи  с динамизмом и неопределенностью  внешней среды и возрастанием значения интеллектуального фактора  при решении проблем, возникающих в организации, необходимостью определения места организации в окружающей среде.

В бизнесе важна  моральная среда, важна мораль работников. Причем изменить систему управления гораздо легче, чем изменить людей, особенности их поведения, которые диктуются национальной культурой. Поэтому без знания особенностей деловой национальной культуры сложно решать комплексные проблемы, которые возникают перед организацией при достижении ее целей.

Глобализация  бизнеса показала, что на его эффективность сильно влияют неизмеряемые и неосязаемые факторы, присущие жителям данной страны, влияющие на их отношение к работе и поведение. Понимание национальных особенностей деловой культуры помогает менеджеру понять причины и возможные последствия собственных решений и решений своих коллег по работе и партнеров по бизнесу. [7, c.13-14]

В научном мире пока еще нет единого определения  и подхода к понятию деловая  культура. Некоторые ставят в центре внимания нормы и ценности трудообмена, которые претерпели существенные изменения. Если раньше решающую роль играли предписания и правила, заданные сверху по государственным соображениям без учета выгоды потребителя, то теперь, в условиях рынка, действуют нормы и ценности взаимной выгоды и доверия, надежность партнеров при выполнении договоренностей.

Другие ученые под деловой культурой понимают культуру ведения дела и переговоров, отношение работников к труду  и их взаимоотношения. Ряд ученых предлагают при определении деловой  культуры исходить из общего понятия  «культура», понимая под этим умение создавать новые ценности и умение осваивать опыт предшествующих поколений. Это отношение человека к труду и культура предпринимателя, бизнесмена. Она включает в себя культуру делового общения, организацию деятельности людей, а также высокую общую культуру. [2, c.34]

Приведем еще  несколько определений организационной  культуры. По определению Э. Джакуса, деловая культура предприятия —  это вошедший в привычку, ставший  традицией образ мышления и способ действия, который в большей или  в меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».

Х. Шварц, С. Дэвис  дефинируют  деловую культуру следующим  образом: «Деловая культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемых членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп.

В свою очередь  согласно определению, предложенному Э. Брауном, организационная культура — это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных формах и в поведении членов организации. Для всех приведенных выше определений общим является признание первоочередной важности для деловой культуры ценностей, убеждений, отношений, норм и правил поведения. [5, c. 25-27]

Исходя из вышеописанных  определений деловую культуру можно  понимать как систему ценностей и норм, регулирующих поведение в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю. Основу деловой культуры составляют ценности, которые носят долговременный характер. Они не имеют количественных показателей, а характеризуются качественно. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор. Ценности — это общие убеждения и вера в то, что хорошо и осознание того, что такое плохо.

Носителями  деловой культуры являются лидеры организации  и их ценности, которые, в конечном итоге, переносятся на язык управленческих решений в виде правил поведения  персонала, технологии принятия управленческих решений, делегирования власти, отношений с подчиненными и тому подобное.

Корни деловой  культуры находятся в философии  организации, а проявляется она  во взаимоотношениях с причастными  к ней людьми и организациями. Происхождение деловой культуры связано с рядом источников: харизматической влиятельной личностью, основателем организации или ее ранними лидерами, рабочей группой или отделом. Она может складываться на разных уровнях организации. Деловая культура формируется в результате опыта, накопленного организацией при успешном решении ее проблем, и закрепляется в организационной структуре и процессах управления. Если мы обсуждаем назначение организации (миссия, цели, задачи, приоритеты), быстроту обновления применяемых технологий, продукцию и ее разнообразие, разделяемые всем коллективом организации, взгляды и ценности, нормы и убеждения, стиль управления, критерии достижения целей и оценки результатов, способ распределения власти и стиль взаимоотношений, систему поощрений и наказаний — это равносильно тому, что мы обсуждаем деловую (организационную, корпоративную) культуру организации. Культура организации — это продукт действующих в ней социальных сил. [5, c. 28-30]

Современный менеджмент предполагает, что объектом управленческой деятельности являются не только производственные процессы, но и корпоративная культура, люди, и их деятельность. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без организационно-культурного подхода. Корпоративная культура — это философия, определяющая смысл существования организации, ее отношение к сотрудникам и клиентам, моральный и социальный климат в организации, проявляющийся в атмосфере организации, во взаимодействии с внешней средой; преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения; система взаимодействия людей в организации.

Деловая культура  организации определяет стратегию  и концепцию управления, методы и  процессы принятия решений, распределение  власти, оценку персонала и его  поведение. Прочные культурные традиции и полное соответствие стратегии организации ее культуре — это мощные рычаги воздействия на людей, направленные на улучшение результатов их работы.

Понятие "деловая  культура" можно определить как  отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера. [2, c. 34]

Одним из структурных  компонентов  деловой культуры является деловое общение - процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Важным фактором эффективной коммуникации являются выбранные стили делового общения.

Стиль делового общения — система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения. Деловой стиль включает четкий, явный и поэтапный комплекс мероприятий, основанный на знаниях возможностей партнеров, умении маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, конкретном перераспределении прав и ответственности для достижения намеченных результатов. [2, c. 35-36]

В рыночном взаимодействии очень редко используется авторитарный стиль, предполагающий ролевой подход к достижению коммуникативных целей, при котором ведущий открыто, подчеркивает свое превосходство, выдерживает ощутимую дистанцию иерархического положения.

Чаще партнеры придерживаются демократического стиля  общения, при котором они взаимодействуют  на паритетных началах, в условиях взаимного уважения, взаимной выгоды с четкой ориентацией на взаимную доверительность и ответственность.

В последнее  время получает широкое распространение  проблемно-целевой стиль коммерческого  общения, когда его характером владеет  закон ситуации. При данном стиле делового общения партнеры всегда готовы к мобильной адаптации в соответствии с рыночными изменениями, готовы проявить взаимное понимание при непредвиденных рисках, форс-мажорных обстоятельствах и прийти на выручку друг другу.

При любом деловом  общении можно выделить следующие основные этапы:

• установление контакта;

• обсуждение вопроса  или проблемы;

• принятие решения  по достижению цели;

• выход из контакта.

Наиболее ответственным  моментом делового общения является установление контакта. С чего начать? Как себя держать? Это стержневые вопросы начала коммуникации. Прежде всего необходимо обозначить свою открытость для общения, что достигается не только словами, но и невербальными элементами общения: заинтересованное выражение глаз, устремленных на партнера, легкая улыбка, если она уместна, наклон корпуса в сторону собеседника и т.д. После приветствия следует сделать паузу, чтобы дать возможность человеку ответить и включиться в общение. [7, c. 15-16]

 

1.2 Значимость  деловой культуры при ведении  международного бизнеса

Информация о работе Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта