Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.
1.1 Понятие, задачи и функции таможенно-тарифного регулирования.
1.2 Классификация таможенных пошлин.
Глава 2: Таможенная политика России
2.1 Общая оценка таможенного дела в России
2.2 Всемирная таможенная организация – межправительственная организация по вопросам таможни.
2.3Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)
Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.
3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы таможенно-тарифного контроля.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.

1.1 Понятие, задачи и функции  таможенно-тарифного регулирования.

1.2 Классификация таможенных пошлин.

Глава 2: Таможенная политика России

2.1 Общая оценка таможенного  дела в России

2.2 Всемирная таможенная организация  – межправительственная организация  по вопросам таможни. 

2.3Основные направления сотрудничества  таможенных органов в рамках СНГ

2.4 Единый таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан)

Глава 3: Мероприятия по совершенствования таможнно-тарифного регулирования.

3.1 Основные направления Таможенно-тарифной политики России на 2010г и на перспективу.

3.2 Мероприятия по совершенствованию  системы таможенно-тарифного контроля.

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДНИЕ

Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость  в создании адекватного таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, как составной части  системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в  решение внутренних и внешних  хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной  перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых  международных отношений, характерных  для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение геополитической  обстановки за последнее десятилетие  существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных  республик, ранее развивавшиеся  в границах единого народнохозяйственного  комплекса, стали внешними. В итоге  сформировалось принципиально новое  пространство взаимодействия отечественной  экономики с зарубежной, внутреннего  рынка - с внешним.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей  создание открытой экономики, полномасштабное  вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Низкое качество правовой базы, наличие  пробелов в правовом регулировании  способствовали образованию разрыва  между методологией и практикой  осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

Недостаточно использовалось международное  законодательство и практика его  изменения для унификации таможенного  законодательства Российской Федерации  с общепринятыми международными нормами.

Проблематика совершенствования  управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание  социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, как в России, так  и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России;

3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Объектом исследования является процесс  таможенно-тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельност

 

 

 

Глава 1: Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования.

1.1 Понятие, задачи и  функции таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Элементами таможенно-тарифного  регулирования являются:

   * Таможенный тариф - свод  ставок таможенных пошлин 

   * Таможенное декларирование  товаров, перемещаемых через таможенную  границу 

   * Таможенный режим 

   * Товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности

Таможенный тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а  в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины  при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает  предпосылки для роста цен  на иностранные товары, снижая тем  самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз  из страны тех из них, на которые  не удовлетворен спрос среди собственных  потребителей, либо вывоз которых  по каким-либо причинам является нежелательным.

Фактически ни одно государство, при  формировании своего бюджета, не может  обойтись без использования в  своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина (customs duty) обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта .

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

1. фискальную, которая относится  к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

2. протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

 

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

   * Соглашения, действующие между  членами Всемирной торговой организации  в соответствии с её Уставом  и пакетом соглашений, прежде  всего Генеральным соглашением  о тарифах и торговле (ГАТТ)

   * Конвенция о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров 

   * Таможенная конвенция о  международной перевозке грузов  с применением книжки МДП 

   * Другие многосторонние  и двухсторонние международные  договоры (например, соглашения о  предоставлении принципа наибольшего  благоприятствования в торговле)

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно  разделить на следующие группы:

• Тарифы промышленно развитых государств;

• Тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование  в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом  наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу  всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут  пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических  связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские  товары в весьма неблагоприятное  положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие  пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства  договорились в многостороннем порядке  и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам- и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации.

Таможенные тарифы промышленно  развитых государств содержат также  колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров  из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров  развивающихся государств   входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций. Ограничительная функция таможенных тарифов в основном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами  облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также  отдельные категории машин и  оборудования, в первую очередь - электротехнического  машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах  используется метод построения тарифов  на основе эскалации пошлин, т. е. повышение  их ставок в зависимости от степени  обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная  резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают. 

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана  Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле  с  января 1988 г.

Появление ГС обусловлено тем, что  развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста  международной торговли, появление  многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость  разработки более детализированного  и унифицированного внешнеторгового  классификатора для того, чтобы облегчить  сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом  статистических данных из одной классификационной  системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.

Таможенные тарифы развивающихся  стран. Таможенным тарифам принадлежит  важная роль в регулировании импорта  развивающихся стран. Средний уровень  обложения пошлинами ввозимых в  большинство из них товаров намного  выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального  рынка тарифными барьерами можно  выделить три группы развивающихся  стран:

Для первой характерны ставки таможенного  обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза  многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а  также отдельные государства  Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся  и некоторые государства Персидского  залива.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности