Политический режим, как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общие характеристики политического режима…………………………..7
Понятие и признаки политического режима………………………7
Классификация политических режимов…………………………….9
Соотношение политического режима с иными элементами формы государства……………………………………………………………….10
Демократические политические режимы…………………………….15
Понятие и виды демократических политических режимов…….15
Либеральный демократический режим……………………………17
Демократический режим……………………………………………….18
Недемократические политические режимы…………………………..20
Понятие и характеристика недемократических политических режимов……………………………………………………………………..20
Авторитарный политический режим………………………………..21
Тоталитарный политический режим……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.docx

— 63.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Санкт – Петербургский  национальный исследовательский университет  информационных технологий, механики и оптики

Институт холода и биотехнологий

Факультет экономики и  экологического менеджмента

Кафедра: экономики и предпринимательской  деятельности

 

Курсовая работа

по курсу

«Коммерческое право»

на тему:

«Политический режим, как элемент формы государства»

 

 

Выполнила: студентка 521 группы

Коджаманян Ю.Е.

Научный руководитель: кандидат юридических  наук,

Доцент Колотилин А.В.

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Общие характеристики политического  режима…………………………..7

    1. Понятие и признаки политического режима………………………7
    2. Классификация политических режимов…………………………….9
    3. Соотношение политического режима с иными элементами формы государства……………………………………………………………….10
  1. Демократические политические режимы…………………………….15
    1. Понятие и виды демократических политических режимов…….15
    2. Либеральный демократический режим……………………………17
    3. Демократический режим……………………………………………….18
  2. Недемократические политические режимы…………………………..20
    1. Понятие и характеристика недемократических политических режимов……………………………………………………………………..20
    2. Авторитарный политический режим………………………………..21
    3. Тоталитарный политический режим……………………………….23

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованных источников……………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране. 
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Задачи:

1. Дать определение  политического государственного  режима.

2. Определить основные  типы политического режима.

3. Определить характерные  черты и особенности каждого  типа.

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. 
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще. 
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью. 
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений. 
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы. 
При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата. 
Авторитарный режим связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима. 
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается. 
Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения. 
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер. 
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. 
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. 
Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д. 
Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства. 
В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах. 
Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Общие характеристики политического режима

1.1Понятие и признаки политического режима

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии  выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого  времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Политический режим определяется следующими признаками:

- степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

- соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

- характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

-положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

- местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

- типом политического поведения; характером политического лидерства;

- учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

-степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

- политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

- мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Классификация политических режимов

В научной литературе существует большое  многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство  современных подходов, так или иначе учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. 
  Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. 
  Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1)тоталитарные; 
2)авторитарные;

3)демократические. 
   Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

 

 

 

1.3Соотношение политического режима с иными элементами формы государства.

Элементами формы государства  являются

1) форма правления - характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением. В зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на  монархические и республиканские;

2) форма государственного  устройства - отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом  и его составными территориальными  единицами. По форме государственного  устройства государства подразделяются  на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный)  режим - представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей  набора данных приемов государственного  властвования различают демократический  и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Формы правления

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

  1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
  2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской  формы правления

Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

  1. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
  2. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

- возможно досрочное прекращение полномочий.

Форма государственного устройства

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного  государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

Признаки конфедерации

Информация о работе Политический режим, как элемент формы государства