Особенности правового статуса Арктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 13:25, реферат

Краткое описание

Арктика – особый геополитический регион, который мало пригоден не только для экономической деятельности (особенно в её индустриальной форме), но и для самой жизни. Ведение любой промышленной деятельности в Арктике, возведение современного жилья или инфраструктурных объектов, осуществление научных наблюдений и исследований и т.д., всё это сопряжено с высокими издержками, требует повышенных капиталовложений и зачастую связано с предварительным проведением дорогостоящих НИОКР.
Регион отличают не только низкие температуры, но и сильные ветры, магнитные бури, вечная мерзлота, слабое развитие социальной и экономической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной и социальной), редкое население.

Содержание

Глава I. Правовой режим Арктики
Определение понятий «Арктика» и «арктические государства»………
1.2. Статус арктических сухопутных и морских пространств
Глава II. Значение Арктики для России
2.1. Арктическая политика России
2.2. Национальные интересы России в Арктике
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по МП.docx

— 80.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Актуальные проблемы международного права» на тему:

Особенности правового статуса Арктики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Глава I. Правовой режим Арктики

    1. Определение понятий «Арктика» и «арктические государства»………

1.2.    Статус арктических сухопутных и морских пространств

Глава II. Значение Арктики для России

2.1.    Арктическая политика России

2.2.    Национальные интересы России в Арктике

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Арктика – особый геополитический регион, который мало пригоден не только для экономической деятельности (особенно в её индустриальной форме), но и для самой жизни. Ведение любой промышленной деятельности в Арктике, возведение современного жилья или инфраструктурных объектов, осуществление научных наблюдений и исследований и т.д., всё это сопряжено с высокими издержками, требует повышенных капиталовложений и зачастую связано с предварительным проведением дорогостоящих НИОКР.

Регион отличают не только низкие температуры, но и сильные ветры, магнитные бури, вечная мерзлота, слабое развитие социальной и экономической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной и социальной), редкое население.

Развитие техногенной цивилизации принесло в этот регион новые проблемы: химическое и радиоактивное загрязнение, сокращение численности или исчезновение отдельных видов животных и растений, тепличный эффект, ухудшение условий для жизни и традиционных занятий коренного населения (охота, рыболовство, оленеводство)1.

С общей тенденцией к «экологизации» международного правосознания все больше оценивается биосферная роль Арктики, в том числе в формировании климата Земли, поддержании экологического равновесия.

Вместе с тем, потепление климата и технологический прогресс создают новые возможности для организации регулярного полярного судоходства, открытия новых транспортных маршрутов, развития экстремального туризма, проведения глубинной геологической разведки и, возможно, уже в среднесрочном будущем станет доступной эксплуатация углеводородных и иных месторождений полезных ископаемых. Когда говорят о полезных ископаемых Арктики, то в первую очередь имеют в виду её углеводородные запасы, которые оцениваются разными экспертами в 13-25% от мировых.

Арктика все чаще называется главным природоресурсным резервом арктических государств, сохраняемым для будущих поколений их граждан. Известно значение Арктики для реализации оборонных интересов арктических государств.

Не случайно в мировой публицистической и даже научной литературе появились броские утверждения о том, что мы живем в «век Арктики», что будущее всего человечества зависит от этого региона и пр2.

Расширение хозяйственного освоения этого сурового края потребует решения целого ряда сложных вопросов. И, в первую очередь, вопроса о правовом статусе Арктики в целом.

Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается и сейчас. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах международного права и национального законодательства арктических государств.

Целью данного реферата исследование особенностей правового статуса Арктики.

В соответствии с указанными целями в поставлены следующие задачи:

    1. Дать определение понятиям «Арктика» и «арктические государства»;
    2. Рассмотреть статус арктических сухопутных и морских пространств;
    3. Проанализировать Арктическую политику России;
    4. Охарактеризовать национальные интересы России в Арктике.

 

 

Глава 1. Арктическая зона

    1. Определение понятий «Арктика» и «арктические государства»

 

В доктрине не существует единообразного понимания пространственных пределов Арктики. Подавляющее большинство исследователей ориентируются на географическую точку северного полюса и акватории Северного Ледовитого океана.

Согласно преобладающим взглядам в международно-правовой доктрине, Арктика – это часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (параллель 66°33' северной широты), включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Площадь Арктики составляет 21 млн кв. км.

Имеются разные определения терминов «Арктика», «Север», «Северный Ледовитый океан», используемых в документах. В тексте Соглашения между правительствами России и Канады от 19 июня 1992 г.3 разделены термины «Арктика» и «Север»: в нем говорится «о сотрудничестве в Арктике и на Севере», однако не определен ни первый, ни второй термины.

Некоторые ученые – представители естественных наук – не считают спаянную льдами арктическую часть планеты (Северный Ледовитый океан) частью Мирового океана. Один из зарубежных юристов-международников отметил, что арктическим морям не присущ режим открытого моря, а плавание с помощью ледоколов является морской навигацией «в общепринятом смысле не больше, чем плавание по каналу или канаве, проложенным плавучей драгой»4.

В ряде международных документов признана «особая роль и ответственность арктических стран в вопросах защиты, сохранения и восстановления арктической среды, сохранения арктической флоры и фауны» (Инувикская декларация 1996 г.)5.

К Арктике прилегают территории пяти государств мира: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии, так называемые, «арктические» или, как их еще называют, «приарктические» государства. Побережья данных государств выходят к Северному Ледовитому океану, они имеют здесь соответственно районы своих внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия - 22 600 км).

Необходимо отметить, что еще три государства - Исландия, Швеция и Финляндия - не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя приарктическими государствами. Как сказано в Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г.6, перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике7, Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г., Икалуитскую декларацию министров государств – членов Арктического Совета 1998 г.8 и др.

 

 

    1. Статус арктических сухопутных и морских пространств

 

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть – суверенитет – того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, – России, Норвегии, Дании, Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и Советским Союзом.

Еще в 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской империи, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. В 1926 г. эти требования были подтверждены специальным королевским указом.

В 1922 г. премьер-министр Канады М.Кинг сделал заявление о принадлежности Канаде острова Врангеля. Правительство СССР опротестовало это заявление со ссылкой на ноту МИД России о принадлежности острова Врангеля Российской империи, направленную всем государствам в 1916 г., на которую не последовало возражений. В 1924 г. на острове был установлен советский флаг.

Сегодня Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60о северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады - 1,430 млн. кв. км.

США намеревались присоединить Северный полюс к своим владениям. Об этом намерении со ссылкой на то, что Северный полюс есть продолжение Аляски, выступая в конгрессе США, сделал заявление секретарь по морским делам США Демби в 1924 г.

Современную арктическую область США составляют территории США к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим, цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США - 0,126 млн. кв. км. 

Территория Аляски перешла под суверенитет США в соответствии с заключенным между Российской империей и Северо-американскими Соединенными Штатами в Вашингтоне 18 (30) марта 1867 г. и ратифицированным Россией 3 мая 1867 г. Договором об уступке российских Северо-американских колоний9.

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Но при подписании 13 июня 1997 г. министрами по окружающей среде арктических государств Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике определила, что для целей этого «Руководства» арктическую территорию Норвегии образуют районы норвежского моря севернее 65о северной широты. Площадь полярных владений Норвегии - 0,746 млн. кв. км.

С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца В.Баренца архипелаг, получивший название Шпицберген был ничейной территорией. В 1920 г. 42 страны подписали в Париже договор10, устанавливающий норвежский суверенитет над архипелагом, но, поскольку на Шпицбергене вели добычу угля компании нескольких стран, архипелаг получил статус демилитаризованной зоны, его использование в военных целях запрещалось (ст. 9 Договора). Договор предусматривает свободу хозяйственной деятельности любых государств на архипелаге. Спустя 5 лет в 1925 г. Норвегия официально объявила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую Советский Союз, а затем и Россия не признали, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага - территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг. 

В 1932 г. советский трест «Арктикуголь» выкупил у голландской компании шахту за 3,5 млн. норвежских крон. Началось промышленное освоение нашей страной архипелага. Сегодня на Шпицбергене сосуществуют два сообщества: норвежское со столицей Лонгйир и российское с центром в Баренцбурге. При территории в 62 тыс. кв. км. общее норвежско-российское население архипелага составляет около 3,5 тыс. чел. Норвегия в рамках концепции «поддержания суверенитета Свальборга» предпринимает все возможные меры для поэтапного вытеснения России с архипелага, стараясь, не нарушая положений Парижского договора, ограничить российское присутствие на Шпицбергене.

Дания включила в свою арктическую область Гренландию и Фарерские острова. Распространение суверенитета Дании на Гренландию было закреплено решением Постоянной палаты международного правосудия в 1933 г. Площадь полярных владений Дании составляет 0,372 млн. кв. км. 

Таким образом, как было уже указано выше, в отличие от Канады и России Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории. Однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы.

России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Первым документом, определяющим статус земель и островов, расположенных в российской арктической зоне, прилегающей к арктическому побережью России, явилась нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. В этой ноте содержалось положение о включении в состав территории Российской империи всех земель, составляющих продолжение на север Сибирского континентального плоскогорья.

В 1921 г. декретом СНК РСФСР от 24 мая «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»11 закреплялось распространение суверенных прав РСФСР на 12-мильную полосу территориальных вод. Этим декретом устанавливалась точная граница прибрежных морских вод на Баренцевом море и подтверждалось право РСФСР на исключительную эксплуатацию рыбных и звериных угодий на Белое море - к югу от прямой линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, в Чешской губе, и в Северном Ледовитом океане на протяжении берега от государственной границы с Финляндией до северной оконечности Новой Земли, а вглубь - на расстоянии 12 морских миль от линии наибольшего отлива как по материковому побережью, так и по побережью островов.

Советский Союз в меморандуме Народного комиссариата Иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., направленного наркомом по иностранным делам Г.В.Чичериным всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья. Правительство Союза ССР подчеркнуло при этом, что «вышеуказанные острова и земли, лежащие в водах, омывающих северное побережье Сибири, расположены к западу от линии, в силу Вашингтонской конвенции между Россией и Соединенными Штатами Америки от 18 (30) марта 1867 г. определяющей границу, на запад от которой Соединенные Штаты Америки обязались не предъявлять никаких требований».

Информация о работе Особенности правового статуса Арктики