Общая характеристика договора международной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе договора международой купли-продажи, исследование наиболее важных проблем и выявление дискуссионных вопросов в науке.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: дать понятие, раскрыть признаки, классификацию договора международной купли-продажи; рассмотреть характеристику сторон; изучить условия договора международной купли-продажи.

Содержание

Введение………………………………………………….………………….………..….3

Глава 1. Общая характеристика договора международной купли-продажи…………6
1.1. Понятие и виды договора международной купли-продажи……………...............6
1.2. Участники договора международной купли-продажи…………………………..12
1.3. Отличие договора внешнеторговой купли-продажи от других договоров…………………………………………………………………………….….16

Глава 2. Условия договора международной купли-продажи………………….……..21
2.1. Существенные условия договора международной купли-продажи………..…...21
2.2. Порядок заключения договора международной купли-продажи…………….....29
2.3. Ответственность за нарушение условий договора международной купли-продажи……………………………………………………………………………….....34

Заключение……………………………………………………………………………...38
Список использованных источников……………………………………………..…...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Договор международной купли-продажи.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Коль скоро  сторонами заключен предварительный  договор, необходимо учитывать соответствующие  предписания ГК РФ (ст. 429).

Во-первых, предварительный  договор заключается в форме, предусмотренной для основного  договора, а когда таковая не установлена - в письменной. Несоблюдение правил о форме влечет ничтожность предварительного договора.

Во-вторых, предъявляются  конкретные требования к его содержанию: он должен позволять установить предмет, а также другие существенные условия  основного договора.

В-третьих, когда  в предварительном договоре не определен  срок заключения основного, то он составляет один год с момента заключения предварительного договора. При этом, если до окончания установленного срока  основной договор не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение его заключить, прекращаются обязательства, предусмотренные предварительным договором.

В-четвертых, при уклонении одной из сторон от заключения основного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445).

В-пятых, на сторону, необоснованно уклоняющуюся от заключения основного договора, возлагается  возмещение другой стороне причиненных  этим убытков.

Представляется, что ближе всего к истине классификация М.Г. Розенберга, который подразделил предписания Конвенции, исходя из нескольких ситуаций:

1) договор  предусматривает перевозку товара, но продавец не обязан передать  его в определенном месте;

2) договор  предусматривает передачу товара  продавцом в определенном месте;

3) предметом  договора является товар, находящийся  в пути;

4) договор  не предусматривает перевозку  товара и его предмет не  находится в пути.

Справедливо предположить, что такого рода классификация, за исключением договоров купли-продажи в пути, была свойственна не только основной массе договоров купли-продажи, применяемых в Англии и США, но она также положена в основу Инкотермс 2000, который по праву считается документом, сформированным англосаксонскими правовыми традициями14.

1) Договоры купли-продажи, предусматривающие передачу товара без перемещения его продавцом. Продавец не обязан что-то делать относительно перевозки или отсылки товара.

2) Договоры  купли-продажи с отправкой или  отгрузкой товара, экспедиционные  договоры (shipment contracts), согласно которым продавец должен отослать товар в определенное место.

3) Договоры  купли-продажи с доставкой товара  до места назначения (destination or arrival contracts). Согласно этим договорам  продавец не только должен  отправить товар покупателю или его клиенту, но он также отвечает и за прибытие товара в место назначения.

Таким образом, под договором международной  купли-продажи товара, предусматривающим  перевозку, понимается договор об отчуждении товара без обязательства доставки и/или непосредственной передачи его приобретателю в определенном месте, однако с обязательством его сдачи первому независимому перевозчику для последующей передачи приобретателю либо сдачи независимому перевозчику в определенном месте также для последующей передачи приобретателю.

Также нами предлагается следующая классификация договоров  международной купли-продажи товаров.

I. Договоры  купли-продажи товара, предусматривающие  перевозку товара (известные нам  договоры "отгрузки"):

а) договоры купли-продажи  товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель не обязан передать товар в определенном месте, однако обязан его сдать первому независимому перевозчику для передачи приобретателю (первое предложение п. 1 ст. 67 Конвенции, FCA, CIP, CPT Инкотермс 2000);

б) договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель обязан сдать товар независимому перевозчику в определенном месте для последующей передачи приобретателю (второе предложение п. 1 ст. 67 Конвенции, CIF, CFR, FAS, FOB Инкотермс 2000).

II. Договоры купли-продажи товара, находящегося в пути (ст. 68 Конвенции; несмотря на то что в Инкотермс 2000 нет специального термина для такого рода договоров, зачастую используются термины CIF и CFR Инкотермс 2000).

III. Договоры  купли-продажи товара, не относящиеся ни к договорам купли-продажи, предусматривающим перевозку, ни к договорам купли-продажи товаров, находящихся в пути (известные нам договора "доставки" и "выборки"):

а) договоры купли-продажи  с перемещением товара, в которых  отчуждатель обязан предоставить товар в распоряжение приобретателя в определенном месте, но не в месте, где находится его (отчуждателя) коммерческое предприятие (договора "доставки", п. 2 ст. 69 Конвенции, DES, DEQ, DAF, DDU, DDP Инкотермс 2000);

б) договоры купли-продажи  без перемещения товара, в которых отчуждатель обязан предоставить товар в распоряжение приобретателя в месте, где находится его (отчуждателя) коммерческое предприятие (договора "выборки", п. 1 ст. 69 Конвенции, EXW Инкотермс 2000).

 

 

 

1.2. Участники договора международной купли-продажи

 

По общему правилу участниками договора международной купли-продажи выступают субъекты права, основное место деятельности которых находится в разных государствах.

Российскими участниками такого контракта могут  выступать юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.15

Иностранными  участниками контракта могут  являться юридические лица и организации  в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства - места их учреждения, а также физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства - их постоянного места жительства. Для участия в контракте в качестве его стороны иностранным лицам не требуется легализовываться в России в порядке и формах, установленных ее законодательством, в качестве субъектов хозяйственной деятельности. Не нужно им для этого осуществлять и внешнеэкономическую деятельность на территории России в соответствии с ее законодательством. Иной подход следует из встречающихся в литературе высказываний.16

Во-первых, иностранный  партнер российской организации  по контракту международной купли-продажи  вообще может не вести никаких  операций на территории России (например, при поставке товара в Россию на условиях ФОБ иностранный порт с расчетами с аккредитива, открываемого в его пользу в иностранном банке в месте нахождения такого зарубежного партнера).

Во-вторых, как  отмечалось выше, правом, регулирующим отношения сторон по контракту, далеко не всегда будет являться российское право.

В-третьих, когда  контракт сторон регулируется российским гражданским правом, то в силу ГК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2) его правила применяются  к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В действующих федеральных законах не предусмотрено каких-либо общих ограничений применительно к международной купле-продаже движимых вещей.

Изложенное  выше отнюдь не означает, что иностранные лица, осуществляющие внешнеторговую деятельность в России, освобождаются от соблюдения требований российского законодательства и международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, устанавливающих порядок ее осуществления на территории России.

В практике МКАС неизменно исходят из этих посылок. Так, при разрешении споров между  российской и итальянской фирмами  было отклонено ходатайство российской организации о прекращении производства по делу в связи с отсутствием  у итальянской фирмы государственной регистрации в качестве юридического лица на территории России.17 Аналогичным образом подошел МКАС и к разрешению спора между фирмой из Лихтенштейна и российской организацией, утверждавшей, что лихтенштейнская фирма является недееспособной, поскольку она не зарегистрирована в государственных органах Российской Федерации, не состоит на учете в российских налоговых органах и не уплачивает налогов с полученных доходов18.

В качестве стороны  такого контракта в соответствии с ГК РФ (ст. 124, 125) могут выступать от имени Российской Федерации и ее субъектов органы государственной власти, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. Но такое участие в обороте встречается относительно редко и допускается только в рамках компетенции указанных органов, установленной актами, определяющими их статус, соответствующий федеральным законам. Согласно Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 11) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Например, по делу N 215/1993 (решение от 28.04.99)19 МКАС разрешался спор между органом исполнительной власти одного из национальных округов Российской Федерации и турецкой фирмой из контракта международной купли-продажи товаров, применимым по которому было признано турецкое право как право страны продавца. Составом арбитража были отвергнуты доводы российского ответчика об отсутствии компетенции МКАС рассматривать данный спор, поскольку орган исполнительной власти не является коммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью, не имеет коммерческих предприятий и потому вообще не может быть участником гражданского процесса. В решении отмечено, что подобные органы, вступая в гражданско-правовые, в частности внешнеторговые отношения, являются обычными субъектами этих отношений со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе относительно рассмотрения споров с их участием. Следует заметить, что возложение ответственности по таким сделкам на субъекты Российской Федерации соответствует предписаниям ст. 126 ГК РФ.

В силу действующего в России регулирования все российские лица - участники оборота независимо от форм собственности вправе самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку заключение и исполнение контрактов международной купли-продажи является одним из видов внешнеторговой деятельности, это означает, что в принципе объектом таких контрактов могут служить любые товары, оборот которых не запрещен законом. Однако следует учитывать предусмотренное законом право государства ограничивать импорт и экспорт товаров, использовать систему квотирования и лицензирования, устанавливать государственную монополию на экспорт и/или импорт отдельных товаров. В этой связи необходимо, в частности, учитывать особые правила об экспортном контроле и об осуществлении военно-технического сотрудничества.

Гражданская правоспособность юридического лица - как российского, так и иностранного - определяется правом страны, где учреждено  это юридическое лицо (личным законом  такого юридического лица). В соответствии с законом в практике МКАС это многократно признавалось. Например, при разрешении споров по делу N 96/1998 (решение от 24.11.98)20 и по делам N 125/2000, 126/2000 и 143/2000 (Постановление от 11.06.02)21 правоспособность российской организации была определена на основании норм российского права, по делам N 11/1996 (решение от 05.02.97)22 и 187/2001 (решение от 04.09.03)23 итальянской фирмы - на основании норм итальянского права, по делу N 73/1998 (решение от 31.03.99)24 узбекской организации - по узбекскому праву, по делу N 101/2000 (решение от 10.01.01)25 польской фирмы - по польскому праву, по делу N 134/2002 (решение от 04.04.03)26 германского частного предпринимателя - по германскому праву.

Сложился  в практике и единообразный подход по вопросу о праве иностранного гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такое право определяется по закону страны, где иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, а если в такой стране отсутствует обязательная регистрация, то по закону места основной предпринимательской деятельности. Что касается организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, то их личным законом считается право страны, где такая организация учреждена (ст. 1203 ГК РФ).

В соответствии со сложившимся пониманием в части  третьей ГК РФ (п. 2 ст. 1202) предусмотрено, что личным законом юридического лица определяется:

- статус организации  в качестве юридического лица;

- организационно-правовая форма юридического лица;

- требования  к наименованию юридического  лица;

- вопросы  создания, реорганизации и ликвидации  юридического лица, в том числе  вопросы правопреемства;

- содержание  правоспособности юридического  лица;

- порядок  приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

 внутренние  отношения, в том числе отношения  юридического лица с его участниками;

- способность  юридического лица отвечать по  своим обязательствам.

Когда в отношении  организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, применимо российское право, подлежат использованию нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч. 2 ст. 1203 ГК РФ).

Информация о работе Общая характеристика договора международной купли-продажи