Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса организации и планирования закупок материальных ресурсов на примере ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и разработка путей совершенствования системы управления закупками.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты организации закупочной деятельности;
2) Дать общую характеристику ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»;
3) Проанализировать существующий процесс закупки материальных ресурсов;
4) Разработать предложение по совершенствованию планирования закупок материальных ресурсов на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы планирования закупочной логистики………………….6
1.1 Сущность и содержание закупочной логистики………………………………6
1.2 Содержание процесса планирования закупок…………………………………9
2 Анализ закупочной деятельности ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»..13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………..13
2.2 Организация планирования закупок на предприятии………………………..14
3 Пути совершенствования планирования материальных ресурсов на ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников……………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра логистики и ценовой политики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Логистика

на тему: Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМК, 3-й курс, РМЛ-1                                                   Ермакова Ю.И.

                                                                                           

 

Руководитель                                                                             Ковальчук С.П.

кандидат экономических  наук

            

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Теоретические основы планирования закупочной логистики………………….6

1.1 Сущность и содержание закупочной логистики………………………………6

1.2 Содержание процесса планирования закупок…………………………………9

2 Анализ закупочной деятельности ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»..13

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………..13

2.2 Организация планирования закупок на предприятии………………………..14

3 Пути совершенствования планирования материальных ресурсов на  ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»……………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….....21

Список использованных источников……………..……………………………….22

Приложение А Анкета по оценке системы качества поставщика и поставщика посредника……............................................................................................................23

Приложение Б Образец заявки на закупку поставщику…………………………26

Приложение В Бальный критерий оценки поставщиков..……………………….27

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 27 с., 1 рис., 11 источников, 3 прил.

 

ЛОГИСТИКА, ЗАКУПКИ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ПЛАНИРВОАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Объект исследования – система организации и планирования закупок материальных ресурсов на ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»

 

Предмет исследования – влияние планирования закупок на повышение эффективности деятельности предприятия.

 

Цель работы: рассмотреть процесс организации и планирования закупок материальных ресурсов на примере ОАО «Оршанский аваремонтный завод». Разработать основные пути совершенствования системы управления закупками.

 

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

 

Элементами  научной новизны являются рекомендации по проведению мероприятий, необходимых для выполнения поставленных целей.

 

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «закупочная логистика», реализация предложенных мероприятий непосредственно на ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».

 

 

_________________

(подпись студента)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Логистика — часть  экономической науки и область  деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Выделяют различные  подсистемы логистики: закупочная, распределительная, транспортная, логистика запасов и многие другие.

Закупочная логистика  является одной из основных логистических  подсистем и изучает процесс  движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей от рынка закупок до складов предприятия. Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия.

В условиях перехода экономики  к рыночным отношениям значимость закупочной логистики возрастает. Можно выделить четыре фактора, определяющих актуальность логистики в период перехода к  рынку.

1)     Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения затрат на закупку материальных ресурсов и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции (дистрибьютора) и ее потребителя.

2)     Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

3)     Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

4)     Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления.

Актуальность темы «Закупочная  логистика» обуславливается тем, что  любое предприятие имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. От налаженной системы снабжения во многом зависит как эффективность отдельных звеньев предприятия, так и всей деятельности в целом.

Актуальность разработки оптимального метода закупки товара связана с одновременным присутствием двух пересекающихся тенденций развития бизнеса. Первая заключается в том, что планирование потребности в  материалах, системы своевременности  производства и поставок, новый акцент на качество и ориентация на маркетинг приводят к изменению концепции работы с многочисленными поставщиками к работе с наиболее приоритетными долгосрочными источниками поставок. Другими словами, отношения между покупателем и продавцом сменяются более тесными. Вторая тенденция заключается в том, что с развитием того или иного рынка растет количество поставщиков и потребителей. Причем главным фактором является то, что в условиях постоянно обостряющейся конкуренции,  возможные различия между поставщиками становятся менее заметными. В целях достижения конечного результата предприятия отдельные подразделения часто вступают в противоречие друг с другом. Так, например, отдел снабжения для сокращения затрат на закупку материальных ресурсов старается приобретать их крупными партиями, чтобы получать скидки за количество и экономию на транспортных расходах. Но достижение этой цели не согласуется с целями финансового отдела: уменьшением "связанного" в запасах капитала и увеличением оборачиваемости оборотных средств.

Целью работы является рассмотрение процесса организации и планирования закупок материальных ресурсов на примере ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и разработка путей совершенствования системы управления закупками.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты организации закупочной деятельности;

2) Дать общую характеристику ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»;

3) Проанализировать существующий процесс закупки материальных ресурсов;

4) Разработать предложение по совершенствованию планирования закупок  материальных ресурсов на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы планирования закупочной логистики

1.1 Сущность и содержание закупочной логистики

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Материально-техническое  обеспечение - звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в  промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами, энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).

Материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных  для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

Закупочная логистика  является одной из основных логистических  подсистем и изучает процесс  движения сырья, материалов, комплектующих  и запасных частей с рынка закупок  до складов предприятия.

Появление термина "закупочная логистика" не случайно. За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику.

В зарубежной логистической  науке и практике также нет  единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс  указывают: снабжение включает закупки  и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как "логистика на входе" или "внутренняя логистика".

Следует выделить цели, преследуемые закупочной логистикой:

1) Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам - росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.

2) Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.

3) Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.

4) Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5) Приобретение по возможности многофункциональных товаров (материалов). Если в процессе закупки можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.

6) Соблюдение принципа "цена-качество" в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

7) Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.

Информация о работе Совершенствование планирования закупок материальных ресурсов