Проблемы информатизации таможенных сегментов логистики внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:03, реферат

Краткое описание

В настоящее время ситуация на отечественном рынке ВЭД характеризуется большой степенью неопределенности. Практически одновременный запуск нескольких масштабных национальных и наднациональных реинжениринговых проектов, затрагивающих основополагающие процессы отечественной логистики ВЭД, привел к многочисленным системным сбоям в работе федеральных органов исполнительной власти, курирующих ВЭД, и в первую очередь, в работе российской таможенной службы.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы информатизации таможенных сегментов логистики внешнеэкономической деятельности.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

 

На вопросах электронного декларирования и «интернет» декларирования внешнеторговых отправок следует остановиться отдельно. Во первых, такое разделение процесса (а именно так оно звучит в позиции ФТС России) достаточно спорно. Декларирование уже в прошлом веке было электронным. Электронные форматы ГТД были внедрены ГТК России еще в девяностых годах прошлого столетия. Использование в качестве носителя дискеты или иных электронных средств никак не меняет сути самого процесса, особенно, если не отменяет необходимости наличия бумажных носителей, не охватывает всех компонент таможенного оформления и таможенного контроля, и не связано с процессами предварительного информирования и постконтроля (что характерно для сегодняшней ситуации). Именно с учетом и интеграцией всех вышеперечисленных аспектов требуется доработка механизмов электронного взаимодействия в приемлемой для рынка ВЭД идеологии. Это требует инновационных подходов, времени и кропотливой системной работы.

 

Следует отметить безусловную  перспективность реализованной  в ФТС России процедуры представления  сведений через Интернет, введенной  в 2008 году приказом №52 и дающую возможность  взаимодействия с таможенной службой  из любой точки мира. Также необходимо отметить, как перспективный момент, создание в ФТС России автоматизированной системы внешнего доступа (АСВД) и  электронных форматов документов, необходимых  для таможенного оформления и  таможенного контроля, дающих возможность  практической реализации национальной информационной среды ВЭД. В качестве варианта, можно рассмотреть возможность  создания такой среды, включающей библиотеки национальных информационных стандартов, процедур и регламентов информационного  взаимодействия, форматов передаваемых документов и структуру составляющих их данных на основе, разрабатываемой  в настоящее время под эгидой Минтранса России автоматизированной системы управления транспортным комплексом РФ (АСУ ТК РФ). Эта информационная среда может лежать в основе перспективной  автоматизированной системы внешней  и взаимной торговли (АСВВТ) стран  Таможенного союза, а также иных национальных и наднациональных  автоматизированных систем обеспечения  логистики внешнеэкономической  деятельности. В их числе могут  быть и модернизируемая единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России и разрабатываемая межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС) ведомств, осуществляющих контрольные функции  на государственной границе (ФТС  России, ФМС России, ФНС России, ФСБ  России, Роспотребнадзор, Минсельхоз России, Ространснадзор). С точки зрения интересов правильного функционирования последней, ее разработку было бы полезно передать под эгиду транспортного ведомства. Действительно, объектами контроля здесь являются перемещаемые логистичестические потоки.Минтранс, единственное из всех ведомств заинтересован в эффективном и безопасном перемещении этих потоков, а не в контроле их компонент.

 

В целях оказания достоверных  и качественных информационно-логистических услуг всем без исключения участникам транспортного процесса ВЭД, включая и государственные контролирующие органы, всеми имеющимися и перспективными АСУ сегментов ВЭД, необходимо создать цельную, взаимоувязанную и непротиворечивую модель сведений, необходимых и достаточных для прохождения каждого этапа ВЭД, включая процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Эта модель должна также охватывать и все финансовые потоки, сопровождающие внешнеэкономическую сделку и ее транспортно-логистические процессы.

 

На современном этапе  развития мировой экономики своевременная  и четкая информация о всех ключевых процессах ВЭД становится самостоятельным источником получения дополнительной прибыли. Сервисные информационно-технологические услуги по управлению заказами, процессами, ресурсами, услуги коммуникации, поиску и анализу информации, консалтинговые услуги – представляют собой эффективный инновационный источник получения добавленной стоимости.

 

Развитие интернет-коммерции, появление на ее основе системного аутсорсинга логистики добавленной стоимости, позволяющей снижать общие издержки и повышать качество обслуживания за счет создания единой информационной среды и организации сервисного взаимодействия по принципу «одного окна», выявили новую перспективную тенденцию развития логистических операторов. Это тенденция - появление на внешнеэкономическом рынке информационно-логистических операторов или информационно-логистических операторских центров (далее – операторский центр). Операторский центр, представляет собой сервисную компанию, выполняющую на основе аутсорсинга комплексные услуги по управления интегрированными процессами в цепях поставок ВЭД, без использования физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками. Функционал информационно-логистического оператора предполагает использование «виртуальной коммерции», реализации комплексных услуг по управлению логистическими процессами на основе единого информационно-технологического пространства. Деятельность информационно-логистических операторов на настоящий момент никак не регламентируется. Это в равной мере относится и к отечественному и к мировому логистическому рынку. Современная тенденция глобализации и монополизации транспортно-экспедиторского рынка, по сути, является помехой к быстрому развитию интеграции услуг внешнеторговой логистики. Транснациональные операторы не заинтересованы в разрушении, с таким трудом построенной ими, собственной сервисной сети и развиваются, как правило, не за счет интеграции услуг эффективно работающих логистических субъектов, а на основе использования собственных сервисов и ресурсов, поглощая этих субъектов и монополизируя рынок.

 

Именно неразвитость отечественных  механизмов транспортно-экспедиторских сервисов и отсутствие регламентации  деятельности информационно-логистических операторов может дать правильный импульс развитию национальной логистике ВЭД. Имеется уникальная возможность перейти через эволюционный порядок развития логистического аутсорсинга и реализовать на практике механизмы виртуального управления цепочками поставок, управление комплексами транспортно-логистических услуг. Эта реализация должна опираться на инновационные компоненты глобальных информационных технологий и четко прописанные корпоративные стандарты. Именно корпоративные стандарты являются основной компонентой работы информационно-логистического операторского центра.

 

Первые практические механизмы  реализации таких операторских центров  появились на рынке ВЭД в целях  предоставления услуг субъектам  рынка по информационному взаимодействию с таможенными органами и снижения логистических издержек, связанных с процессами таможенного оформления.

 

Перспективная информационная система таможенной службы должна оперировать  с полным объемом данных о товарах  и транспортных средствах, находящихся  во внешнеторговом обороте. В этом ключе  становится понятной необходимость  наличия операторских центров. Очевидно, что многие участники ВЭД, задействованные  в технологических инновациях по предварительному электронному таможенному  оформлению с таможенными органами, не всегда в состоянии нести большие  расходы по разработке программно-аппаратных комплексов, в должной мере поддерживающих электронный обмен данными. В  этом случае, совершенно логичным становится появление на «околотаможенном» рынке компаний, нейтральных к нему, имеющих соответствующее техническое оснащение, согласованное с таможенными органами программное обеспечение и осуществляющих электронный обмен данными с ними, в интересах и по технологиям своих клиентов – участников ВЭД. Базовые системы таких инфокоммуникационных компаний – «операторов» должны быть построены по идеологии систем коллективного пользования и иметь соответствующие юридические, технологические и технические атрибуты. Именно нейтральность и высокая информационная оснащенность должны быть основными характеристиками оператора. Никогда нельзя допускать ситуации, когда операторской деятельностью будет заниматься компания явно аффилированная с рынком «околотаможенных» услуг и не имеющая соответствующего организационного, технологического и технического обеспечения. На основе корпоративных стандартов операторский центр должен обеспечивать интеграцию всех субъектов логистических цепей ВЭД, организовывать сбор и консолидацию необходимой информации, передачу от их имени и по их поручению этой информации в таможенные органы. Именно в развитии системы национальных информационно-логистических операторов видится главная инновационная стратегия модернизации информационного обеспечения рынка ВЭД.

 

Несмотря на то, что операторский центр, как компонента информационного  обмена между участниками ВЭД  и таможенными органами, впервые  появился именно в нормативных документах российской таможенной службы, последующие  реформы практически уничтожили его идеологию. Стали появляться идеи об обязательности ответственности  оператора не за достоверность передачи информации, полученной от его клиентов, а за достоверность самой информации. Деятельность информационного оператора  стала конкурентной деятельности его  возможных клиентов (экспедиторов, импортеров, брокеров, перевозчиков и  др.) и партнеров, предоставляющих  ему информационные и технологические  компоненты для реализации логистических сервисов. Информационный оператор превратился в компанию, управляющую только коммуникационным доступом к информационным ресурсам ФТС России. Конкурентные преимущества в этом случае имеют структуры явно или неявно связанные с таможенными органами. Такая идеология ведет к выхолащиванию инноваций и технологической деградации. Из десятков, заявивших о себе операторских центров, большая часть принадлежит экспедиторским, брокерским, терминальным компаниям, крупным перевозчикам, способным интегрировать только собственную информацию. Такие центры ничем не отличаются друг от друга и не имеют возможность обеспечить интеграцию информации иных субъектов ВЭД. Часть операторских центров принадлежит небольшим компаниям, реализующим информационные сервисы в околотаможенной деятельности и, по сути, являются завуалированной формой реализации этих сервисов. Клиенты таких компаний оказываются в ситуации невозможности использования иных сервисов других компаний. Лишь несколько операторских центров, осуществляет сбор необходимой информации через свою филиальную и партнерскую сеть, ее объединение, мониторинг, предметный анализ, сегментацию и информационный обмен, как со своими клиентами и ведомственными коммунальными системами, так и с таможенными органами РФ. Необходимо четко понимать их деятельность и отличие от иных компаний, использующих это название.

 

Безусловно, технологии и  организационные компоненты информационно-логистических операторов, реализующих свои услуги на рынке ВЭД, заслуживают самого пристального внимания, изучения и развития. Эти компоненты могут быть не только ядром интеграционных технологий, объединяющих информацию всех субъектов логистических цепочек ВЭД, но и служить основой организации единой информационной среды автоматизированных систем федеральных органов и наднациональных объединений.

 

 

Таможенные аспекты в  Логистике при транспортировке

 

1. Основные виды логистики.

 

Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистику складирования), однако ее вполне можно рассматривать как составную часть закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистики. Остановимся на кратком описании основных функциональных областей логистики.

 

Закупочная логистика: назначение закупочной логистики состоит в  снабжении, обеспечении компании, предприятия  товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.; в хранении товаров; в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж, планируемого графика производства товара; в анализе и контроле товарных запасов; организации заказа товаров; определении оптимального размера  заказа; поиске и выборе поставщиков  и т.д.

 

Производственная логистика: производственная логистика обеспечивает непрерывную загрузку производства сырьем, материалами, комплектующими и  их хранение; оптимизацию внутрипроизводственных технологических маршрутов; содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.

 

Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение  транспортировки товаров; минимизация  транспортных затрат; нахождение оптимальных  маршрутов по доставке; создание логистических схем, поиск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование доставки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение таможенных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контролируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.

 

Информационная логистика: целью информационной логистики  является управление информационными  потоками, взаимосвязанными с материальными  и финансовыми потоками; внедрение  новейших информационных технологий, интегрированных информационных систем автоматизации в логистические процессы; использование их в закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистике; создание систем планирования, учета и управления, систем мониторинга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.

 

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

Информация о работе Проблемы информатизации таможенных сегментов логистики внешнеэкономической деятельности