Проблема выбора поставщика в управлении закупками материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса большое значение имеет правильность принятия управленческого решения. Важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль над их выполнением. Проблема выбора поставщика состоит не только в том, что на современном рынке имеется большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, когда требуется получить сиюминутную выгоду, но в том, чтобы выбрать поставщика, отвечающего долгосрочным интересам компании и организовать взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество.

Содержание

Введение
Глава1 Проблема выбора поставщика в логистике.
1.1 Процесс подготовки принятия решения
1.2 Выбор поставщика
Глава2 Методы выбора поставщика
1.1 Метод рейтинговых оценок
1.2. Метод оценки затрат
1.3. Метод доминирующих характеристик
1.4. Метод категорий предпочтения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой(логистика).doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

                        Дальневосточный Государственный  Университет Путей Сообщения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        

                        Курсовая работа по логистике на тему:

«Проблема выбора поставщика в управлении закупками  материальных ресурсов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнил: студент 543 группы

                                                                                                           Носырева П.Н.

                                                                                       Проверил:  Корешева Е.В. 
 
 
 
 

                                                

                                       
 
 
 

                                          Хабаровск 2009

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………...3 

Глава1 Проблема выбора поставщика в логистике.

   1.1 Процесс подготовки принятия решения………………………………....4-6

   1.2 Выбор поставщика……………………………………………………......6-10

     Глава2 Методы выбора поставщика……………………………………....11-14

   1.1 Метод рейтинговых оценок…………………………………………….14-15

   1.2. Метод оценки затрат…………………………………………………...15-16

   1.3. Метод доминирующих характеристик………………………………..16-17

   1.4. Метод категорий предпочтения……………………………………….17-18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения  продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса большое значение имеет правильность принятия управленческого решения. Важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль над их выполнением. Проблема выбора поставщика состоит не только в том, что на современном рынке имеется большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, когда требуется получить сиюминутную выгоду, но в том, чтобы выбрать поставщика, отвечающего долгосрочным интересам компании и организовать взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество. В условиях рыночной экономики главной проблемой для поставщиков является организация сбыта продукции, а для потребителей адекватный выбор контрагентов в области поставок – поставщиков. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. 
 
 
 
 
 

Глава1 Проблема выбора поставщика в логистике.

                  1.1 Процесс подготовки принятия решения

   Процесс подготовки принятия решения условно можно разбить на пять основных этапов:

  1. постановка проблемы;
  2. выявление альтернатив;
  3. выбор наилучшей альтернативы или альтернатив;
  4. внедрение решения в практику;
  5. проверка результата.[1]

   Менеджеры по логистике в департаментах  снабжения, транспорта нередко решают вопросы по выбору транспортных посредников, поставщиков сырья, материалов и готовой продукции. Рано или поздно каждое предприятие становится перед выбором смены поставщика, причем побуждения могут быть разными, начиная от поставки некачественного товара и заканчивая сменой профиля деятельности компании, поэтому сфокусируемся на этапе выбора наилучшей альтернативы при принятии решения, связанного с выбором. Данный этап очень важен для менеджеров по логистике, потому как от принятого решения зависит, насколько эффективно будет построен бизнес: какое количество ресурсов сможет сэкономить предприятие, насколько изменится качество продукции и сервиса. Зачастую проблеме выбора не придают особого значения в процессе принятия решения, в центре внимания - лишь основные критерии выбора: цена, качество. Как правило, процесс ограничивается двумя подходами:

  • аналитический - является универсальным, предполагает осуществление выбора с помощью формул, которые включают ряд параметров;
  • экспертный - предполагает использование оценок специалистов экспертов по определенным параметрам. [1]

   В разрезе логистической концепции  управления цепями поставок существующие подходы не дают возможности провести компетентный анализ и не позволяют  принять во внимание основные факторы, негативно влияющие на процессы движения материальных ресурсов по цепи до интересующего нас звена. Принимая решение в пользу, какой-либо бизнес единицы, с которой предприятие планирует вести коммерческую деятельность по поставке материалов или оказанию услуг; лицо, принимающее решение выбирает не только данного поставщика, но и также всю цепь поставок и процессы, которые осуществляются впереди него в логистической цепи. Концепция управления цепями поставок предусматривает управление процессами во всей цепи поставок, интеграционные процессы, которые позволяют оптимизировать материальные потоки между звеньями, а также обмен информацией в режиме on-line. Данная концепция позволяет понять - насколько изменится цепь и процессы в ней при переходе с одного поставщика на другого.  На этапе выбора альтернативы предлагается разработать систему (требования к позади идущей цепи). Возможно, проанализировать альтернативы с использованием системы сбалансированных показателей, а уже с использованием полученных данных применить, например, экспертный метод выбора.  Также возможно проведения комплексного анализа цепи поставок, с учетом интеграции новой, позади идущей части цепи, и на основании полученных результатов принимать решение по выбору. Стоит учесть, что данный процесс может оказаться намного сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Это связано с возрастанием объемов информации, используемой для анализа при поддержке принятия решений, а необходимость долговременного хранения этой информации требуют применения в системах поддержки принятия решения специализированных баз данных.  Использование информационных систем в современном бизнесе позволяют значительно упростить процесс анализа интересующего объекта. Но необходимо учитывать, что для поддержки правильности принятия управленческих решений, система должна накапливать и строится на базе знаний, содержащей информацию о возможных вариантах, и использованных принципах выбора. Таким образом, современные логистические системы управления должны оперировать данными, результатами анализа впереди идущей цепи, которые позволяют принимать корректные решения по выбору поставщиков, что, в свою очередь, влияет на эффективность функционирования всей цепи поставок в целом.[1]

   1.2 Выбор поставщика.

   Важность  выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства. Выбор поставщика осуществляется двумя способами.

   Первый  способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы.

   Второй  способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта. [2]

   Выявление и изучение источников закупки и  поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации. Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. Каталоги наиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу. Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара. Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок. Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится интернету. В последние годы интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия. [2]

   Возможны  два направления выбора поставщика:

   1. Выбор поставщика из числа  компаний, которые уже были вашими  поставщиками (или являются ими)  и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.

   2. Выбор нового поставщика в  результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка  (в случае принятия решения  о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.  Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др. Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие:

   1. Надежность снабжения. 

   2. Качество поставляемой продукции. 

   3. Приемлемая цена.

   4. Удаленность генератора материальных  потоков от потребляющей логистической  системы.

   5. Сроки выполнения текущих и  экстренных заказов. 

   6. Способность обеспечить поставку  запасных частей в течение  всего срока службы поставленного  оборудования.

   7. Психологический климат в трудовом  коллективе поставщика.

   8. Организация управления качеством продукции у поставщика.

Информация о работе Проблема выбора поставщика в управлении закупками материальных ресурсов