Информационные технологии в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Информационные технологии – совокупность методов, производственных и прогpамно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.
Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика черн.docx

— 28.17 Кб (Скачать файл)

Информационные  технологии в логистике. 

Информационные  технологии – совокупность методов, производственных и прогpамно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.

Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение.

Информационно-технологическое  обеспечение включает проектные  решения по организации информационной базы и по технологическим процессам.

Информационная база представляет собой банки данных, содержащие подробную  информацию (необходимую для работы всех функционирующих подсистем) и  обеспечивающие потребителей документальной и фактографической информацией, а персонал своей системы — служебной информацией.

Технологические процессы содержат описание порядка сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи, передачи информации по всем задачам системы, а также  технологические инструкции, регламентирующие порядок выполнения всех процессов  и порядок информационного обслуживания потребителей.

Лингвистическое обеспечение  предполагает:

- лингвистическое сопряжение  данной системы с другими системами;

- тематический и параметрический  поиск информации в банках данных по запросам различного типа сложности;

- обработку политематических  и поливидовых массивов документов с необходимой глубиной, полнотой, точностью;

- автоматизированное ведение  (дополнение, исправление, замена) элементов  комплекса лингвистических средств.

Программное обеспечение  связано с вводом, корректировкой и записью информации в автоматизированный банк данных, обработкой, корректировкой, обновлением массивов информации, а  также поиском, хранением, контролем, выдачей необходимой потребителям информации.

Непосредственное выполнение этих действий включает совокупность алгоритмов, языков программирования, операционных систем ЭВМ и прикладных программ решения соответствующих  задач.

Программное обеспечение  бывает двух видов: общее и специальное.

Общее программное обеспечение  создается с целью универсального использования ЭВМ для решения  вычислительных задач и задач  обработки информации.

Специальное программное  обеспечение включает пакеты программ, реализующие способы решения  специфических задач автоматизированной системы информационной обработки. Характерно, что с целью экономии трудовых и временных затрат зачастую используются готовые пакеты прикладных программ, предназначенных для решения  информационных задач, с их адаптацией к требованиям и условиям конкретного  логистического процесса.

Техническое обеспечение  предполагает наличие комплекса  технических средств, который обычно включает:

- средства связи и передачи  информации на расстояние (телефонная  и телеграфная сети, телетайп, радиорелейные  сети, линии дальней связи);

- средства вычислительной  техники;

- средства копирования  и размножения информационных  материалов с носителем различных  видов (копировальные аппараты, оборудование  для микрофильмирования, изготовления и использования микрофильмов, офсетные печатные машины и др.);

- средства оргтехники.

В зависимости от назначения информационные системы можно подразделить на:

а) информационно-справочные, обеспечивающие сбор и частичную  подготовку информации для ее использования  в логистике;

б) информационно-советующие, подготавливающие определенные предложения  и рекомендации по управлению тем  или иным логистическим процессом.

Базовым элементом информационной системы в логистике служит информационно-поисковая  система, предназначенная для поиска информации (документов, их частей, фактографических записей) в хранилищах по соответствующим характеристикам.

В работе информационно-поисковых  систем можно выделить две ступени:

а) сбор и хранение информации,

б) поиск и выдачу информации потребителям.

Информационно-поисковые  системы выполняют следующие  операции:

- анализ важности документов;

- отбор действительно  необходимых документов;

- создание поискового  образа документов;

- запись документов и  поисковых образов на соответствующие  носители;

- хранение документов  и их поисковых образов; 

- выдача требуемых документов  потребителям.

B рамках информационно-поисковой системы функционируют:

1. Подсистема комплектования  информационного фонда, основной  задачей которой является формирование  входных информационных массивов  системы (документальных, фактографических) в соответствии с тематическим  профилем и информационными требованиями  потребителей.

2. Подсистема ввода информации, предназначенная для предмашинной обработки входных документов и запросов, перевода информации на машиночитаемые носители и ввод в ЭВМ.

3. Подсистема накопления  и хранения информации, основными  задачами которой являются правильная  и рациональная организация накопления, хранения и ведения информационных  массивов, создание автоматизированного  банка данных для эффективного  поиска информации.

4. Подсистема избирательного  распределения информации, предназначенная  для оперативного информирования  потребителей о вновь поступающей  в систему информации в соответствии  с их тематическими запросами.

5. Подсистема ретроспективного  поиска информации, основным назначением  которой является информационное  обслуживание потребителей по  разовым запросам путем автоматизированного  поиска информации в на полненном массиве.

6. Подсистема подготовки  и выпуска информационных изданий,  служащая автоматизированному формированию  и полиграфическому выпуску информационных  изданий, предназначенных для  использования в логистической системе.

7. Подсистема микрофильмирования  и выдачи копии документов, занимающаяся  обработкой, хранением, ведением  фонда документов на микроносителях, копированием документов по запросам потребителей, сопровождением баз данных, поиском информации на микроносителях.

8. Подсистема управления, которая планирует и оперативно  управляет функционированием всей  информационной системы, анализирует  и оценивает выполнение технологических  процессов обработки информации, координирует взаимодействие с  другими системами и подсистемами, учитывает и контролирует выполнение  планов расходования ресурсов (информационных, материально-технических, финансовых, кадровых и др).

По роду выполняемых функций  информационно-поисковые системы  делятся на: документальные, фактографические, логические, комплексные.

Документальные системы  выдают адреса хранения поисковых адресов, копии или оригиналы документов, содержащих требуемую информацию, в  ответ на вводимые в них информационные запросы.

Фактографические системы  в ответ на информационный запрос выдают требуемые фактические данные.

Логические системы помимо выдачи по требованию ранее введенной  в них информации выполняют, при  необходимости, логическую переработку  этой информации с целью ее преобразования и получения новой информации, которая в явном виде в систему  не вводилась.

Комплексные системы содержат отдельные конкретные элементы (или  их совокупность) документальных, фактографических, логических информационно-поисковых  систем.

По режиму поиска информационно-поисковые  системы делятся на :

а) системы избирательного распределения информации, которое  производится по постоянным информационным запросам в массиве вновь поступающих  документов;

б) системы ретроспективного поиска информации, выполняемого по разовым  запросам потребителей и состоящего в отыскании документов, содержащих сведения по определенному вопросу.

Исследования логистических процессов, проводившиеся в научных центрах развитых стран, свидетельствуют о том, что главные направления развития логистических систем тесно связаны с компьютерными технологиями. Рассмотрим основные направления развития информационных технологий.

Интернет-технологии: поисковые системы (Rambler, Yahoo, Google, Яндекс), информационные серверы (Web-cepвep ИКС МИР), интерактивные магазины, браузеры (browseгs) – программы, позволяющие находить и просматривать гипертекстовые документы, помещенные в Сети, на компьютере пользователя (Мicrosоft Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat), программы для общения (ICQ, IPhone) и др.

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно  улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние  логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному  развитию и внедрению во все сферы  бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства  логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между  элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое  обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между  компьютерами.

Широкое проникновение логистики  в сферу управления производством  в существенной степени обязано  компьютеризации управления материальными  потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

При реализации функций логистики  на предприятии составляют основные направления программы работ:

-      определяются  технические средства для выполнения  программного задания;

-      составляются  требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

-      определение  базовых методов формирования  программных заданий;

-      выбор организационной  формы осуществления программных  заданий;

-      составление  сетевой модели выполнения этапов  и работ;

-      разработка  системы критериев оценки и  мотиваций действий;

-      организация  контроля, учета и оценки хода  работ.

Логическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для  ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного  базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:

-быстрый и надежный, предпочтительнее  автоматизированный сбор информации  и данных о транспортных средствах  и средствах производства;

-структурирование внутрипроизводственной  информационной системы поддержки  принятия решений, которая в  каждый момент содержит актуальную  информацию о ходе производственных  процессов по каждому участку  предприятия.

В настоящее время между  партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам  связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о  каждой отправляемой единице все  необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой  системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе  и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправки товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Информация о работе Информационные технологии в логистике