Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 14 вопросов по "Логике" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Логике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания? 

Существует  три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. 

Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств: их цвета, формы, запаха, вкуса.  

Целостный образ  предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия  на органы чувств, называется восприятием. 

Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. 

C пoмoщью opгaнoв  чyвcтв чeлoвeк мoжeт вocпpинимaть  нeпocpeдcтвeннyю дaннocть oбъeктa. По cвoeмy ypoвню чyвcтвeннoe пoзнaниe нe в cocтoянии paзличaть нeoбxoдимoe и cлyчaйнoe, и пoэтoмy oнo нe дaeт пoзнaния cyщнocти oбъeктa. 

Чувственное познание является необходимым условием для достижения истины, но его возможности ограничены. 

Рассмотрим  основные особенности  мышления. 

Мышление (по определению) есть процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Единственным источником мышления являются ощущения. Мышление переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление является результатом мозговой деятельности человека, а также следствием чувственного восприятия действительности. 

В отличие от чувственного познания, мышление:

1. отражает действительность в обобщенных образах, абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.

2. является процессом  опосредованного отражения действительности

3. непосредственно  связано с языком.

4. является процессом  активного отражения действительности 

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием  формой отражения действительности. Mышлeниe, в oтличиe oт чyвcтвeннoгo пoзнaния, имeeт aбcтpaктнo-oбoбщaющий xapaктep. Oнo cпocoбнo oтвлeчьcя oт нecyщecтвeнныx cлyчaйныx чepт, выдeлить глaвныe, cyщнocтныe. Aбcтpaктнoe мышлeниe выxoдит зa пpeдeлы чyвcтвeннoгo oпытa и пyтeм paccyждeний дaeт вoзмoжнocть выявить тaкиe чepты oбъeктивнoй дeйcтвитeлыюcти, кoтopыe нe были пpeдмeтoм oщyщeния, вocпpиятия и пpeдcтaвлeния. 

Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов  чувств. С помощью мышления человек  познает недоступные чувственному познанию явления. 

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания? 

Существуют две  ступени познавательной деятельности:

Первой ступенью является чувственное познание, в процессе которого человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. 

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. 

Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления 

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение. 

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Иными словами, понятие - это совокупность существенных свойств предмета. Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях действительности, понятие выступает высшей ступенью отражения мира. Понятие обозначается словом, которое есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит мыслить словами. 

Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Например, «Земля вращается вокруг Солнца», «Не все студенты – отличники». 

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Посредством умозаключений мы получаем приращение знаний, не обращаясь к исследованию предметов и явлений самой действительности, имеем возможность открывать такие связи и отношения действительности, которые невозможно усмотреть непосредственно. Например, из двух суждений «Все сланцы горючи» и «Данное вещество является сланцем» делается умозаключение: «Данное вещество горюче». 

1. Мышление отражает  действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.  

2. Мышление —  процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. 

3. Мышление  неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.  

4. Мышление - процесс  активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего - мышление.  

Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. 

Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных 

Языки делятся  на естественные и искусственные. 

Естественные  языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передаче накопленной в процессе материально-практической деятельности информации и для удовлетворения потребности людей в общении.

      Функции естественного языка  многочисленны и многогранны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций.    '

Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

      С помощью научного языка, в  основе которого лежит естественный  язык, сформулированы положения  философии, истории, географии,  археологии, геологии и многих  других наук. Язык - это не только  средство общения, но и важнейшая  составная часть культуры всякого народа. 

      Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Языки с символически представленным алфавитом, с однозначной интерпретацией выражений  и фиксированной синтаксической структурой способствуют строгости и лаконичности информационных процессов. Они позволяют отвлекаться от конкретного содержаний рассуждений и оперировать лишь символами.

      К искусственным языкам принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах. 

Вопрос 5. Что изучает логика формальная, диалектическая? 

Особенность формальной логики состоит в том, что она  рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития.

Эту сторону  мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представления  в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770 – 1831) и с математических позиций переработанная в философии марксизма. 

Диалектическая  логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира. 

Логика формальная и логика диалектическая изучают  один и тот же объект - человеческое мышление, но при этом каждая из них  имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанной диалектической логикой. 

Формальная  логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное понятие различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимого от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений.

Формальная логика изучает законы, обуславливающие  логическую правильность мышления, без  соблюдения которой нельзя прийти к  результатам, соответствующим действительности, познать истину. 

Мышление, не подчиняющееся  требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления,  его законов и форм нужно начинать с формальной логики, изложение основ которой и составляет задачу предлагаемого учебника. 

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления 

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. 

Понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. 

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения.

Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. 

Умозаключение - это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"