Коммерческая информация и коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:11, доклад

Краткое описание

Коммерческая информация представляет собой сведения об организациях, видах и направлениях их деятельности, деловых партнерах, поставщиках и покупателях, финансовом положении и выпускаемой продукции (оказываемых услугах), заключенных договорах, должностных лицах. Кроме того, к данному виду информации относятся деловые новости, иные сведения, предоставляемые специализированными новостными ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммерческая информация и коммерческая тайна.pptx

— 237.51 Кб (Скачать файл)

Коммерческая информация и коммерческая тайна

 

Подготовила учащаяся группы ТБ-1.08

Гудкова Ксения

Коммерческая информация

 

    • Коммерческая информация представляет собой сведения об организациях, видах и направлениях их деятельности, деловых партнерах, поставщиках и покупателях, финансовом положении и выпускаемой продукции (оказываемых услугах), заключенных договорах, должностных лицах. Кроме того, к данному виду информации относятся деловые новости, иные сведения, предоставляемые специализированными новостными ресурсами.

Коммерческая информация позволяет предпринимателям:

 

    • проводить анализ своей деятельности;
    • планировать и осуществлять контроль над ее результатами (т.е. за получением прибыли);
    • получать преимущество в конкуренции;
    • определять (выявлять) отношение покупателей;
    • следить за внешней и внутренней средой;
    • повышать доверие к фирме;
    • координировать стратегию;
    • снижать коммерческие риски.

 

Виды информации

 

По периоду времени:

    • историческая (ретроспективная) - дает представление об условиях и результатах деятельности в предшествующем периоде);
    • текущая - дает представление о состоянии дел фирмы в настоящий период;
    • прогнозная (вероятная, предположительная) - позволяет оценивать состояние фирмы на последующий период времени;

По отношению к этапам принятия решений:

    • констатирующая - содержит данные о состоянии объектов управления;
    • поясняющая — позволяет сформулировать представление о причинах и факторах, которые вызывают изменения;
    • плановая — применяется при разработке и принятии решения;
    • информация, используемая при контроле, - содержит сведения, связанные с контролем текущей деятельности фирмы;

 

По степени охвата:

  • общая;
  • локальная (характеризующая часть объекта);

По функциональному назначению:

  • плановая;
  • учетная;
  • нормативно-справочная;
  • статистическая;
  • маркетинговая;

По периодичности поступления:

  • дискретная - поступает на фирму периодически;
  • эпизодическая - поступает единовременно, по мере необходимости;
  • непрерывная (мониторинговая) - поступает в соответствии с ритмом работы изучаемого объекта.

Различают также промышленную и коммерческую информацию.

 

К промышленной относится информация о технологии и способе производства, о технических открытиях и изобретениях, ноу- хау, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п.

 

Коммерческая информация содержит сведения о финансово- экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и проч.

 

Информация представляет определенную ценность для предпринимателя, разглашение тех или иных сведений может создать угрозы экономической безопасности предприятия. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  • информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  • информация ограниченного доступа — только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  • информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

 

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

 

Конфиденциальная информация — это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.

 

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поскольку всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.

Они различаются по следующим признакам:

  • по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные)
  • по принадлежности собственности (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц);
  • по назначению коммерческих секретов.

 

 

Коммерческая тайна

Сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:

    • не являться государственным секретом;
    • относиться к производственной деятельности предприятия;
    • не наносить ущерб интересам общества; иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
    • иметь ограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законном основании (предприятием (фирмы) должны приниматься меры по их охране).

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще окончательно не разработана, поэтому ограничимся лишь некоторыми.

К коммерческой тайне могут быть отнесены:

    • технология производства; технологические приемы и оборудование;
    • модификации ранее известных технологий и процессов;
    • перспективные методы управления;
    • ценовая и сбытовая политика;
    • сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
    • производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
    • планы предприятия по расширению (свертыванию) производств;
    • факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;
    • данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);
    • информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству);
    • сил и условий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.

 

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. К ним относятся:

 

  • Учредительные документы.
  • Документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью .
  • Сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности.
  • Сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест.
  • Документы об уплате налогов и обязательных платежей.
  • Сведения о соблюдении установленных правил охраны труда.
  • Сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды.
  • Сведения о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
  • Сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять следующим требованиям:

    • их открытое использование может причинить ущерб;
    • фирма может обеспечить сохранение их конфиденциальности;
    • эти сведения нуждаются в защите, гак как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;
    • их сокрытие не наносит вред обществу.

 

Защита информации

 

 Предприниматели используют следующие основные способы защиты информации:

    • законодательная защита
    • физическая защита — включает пропускной режим на предприятии, охрану, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.;
    • организационная защита - включает:
    • введение должности или создания службы, ответственной за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдение правил доступа и пользования этой информацией;
    • разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;
    • соблюдение установленных правил пользования информацией; наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.);
    • техническая защита - предусматривает использование таких средств контроля и зашиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации
    • работа с кадрами - предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала.

Процесс обеспечения сохранности информации в документах, содержащих коммерческую тайну, осуществляется в соответствии с основными стадиями «жизненного» цикла документа. Этими стадиями являются:

Информация о работе Коммерческая информация и коммерческая тайна