Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 13:48, дипломная работа

Краткое описание

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании, наблюдается резкий рост подростковой преступности. Более того, несмотря на некоторые изменения к лучшему в сложившейся ситуации, количество наиболее тяжких насильственных правонарушений, таких, как убийство, умышленное нанесение вреда здоровью, изнасилование не только не уменьшается, но и продолжает расти.

Содержание

Введение 2
Глава I Криминалистическая характеристика изнасилований, совершенных несовершеннолетними 7
Глава II Выдвижение следственных версий и планирование расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними 21
Глава III Тактика проведения отдельных следственных действий 25
3.1 Тактика проведения допросов 25
3.1.1 Допрос потерпевшей 27
3.1.2 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 34
3.1.3 Очная ставка 41
3.1.4 Допрос свидетелей 43
3.2. Тактика проведения осмотров 46
3.2.1 Осмотр места происшествия 46
3.2.2 Осмотр одежды несовершеннолетнего подозреваемого 50
3.3 Тактика проведения обыска 53
3.4 Назначение и производство судебных экспертиз 58
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Вложенные файлы: 1 файл

!диплом ксюша.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

        Все  эти требования обуславливают  коммуникабельное поведение следователя  как тактический прием формирования  контакта с участниками  действия.

         Следует  отметить, что для создания более  прочного психологического контакта  рекомендуется, чтобы допрос потерпевшей проводило лицо, значительно старше ее по возрасту и одного пола с потерпевшей. Однако эти условия не всегда возможно соблюсти, особенно в сельской местности. В любом случае необходимо вежливое, тактичное обращение с потерпевшей, ограждение ее от излишнего любопытства посторонних. Следует помнить, что подробную картину происшедшего можно получить, только преодолев психоэмоциональное напряжение потерпевшей, обусловленное естественной стыдливостью при изложении подробностей преступления. Производство допроса необходимо поручить более авторитетному работнику, умеющему установить с потерпевшей психологический контакт. Важно проинструктировать работников розыска, которым предстоит провести розыскные действия с участием потерпевшей, о необходимости выяснения у нее вопросов, касающихся, главным образом, примет преступника и возможного места его нахождения; обратиться к положительным чертам личности допрашиваемой; разъяснить потерпевшей необходимость дачи полных и правдивых показаний и оповестить ее о предстоящих мероприятиях с ее участием; принять меры к тому, чтобы педагог, участвующий в допросе несовершеннолетней потерпевшей, был женского пола; заверить в том, что в соответствии со ст.ст.179, 184 УПК РФ в следственных действиях в качестве понятых будут привлекаться только женщины, причем посторонние для потерпевшей; производить допрос конфиденциально – следователь, допрашиваемая, другие и только необходимые участники уголовного процесса; до допроса выяснить мнение потерпевшей относительно участия в нем кого-либо из ее родителей, поскольку их присутствие может усугубить и без того тяжелые переживания, испытываемые при производстве данного следственного действия. Необходимо наблюдать за поведением потерпевшей с целью получения информации об уровне ее культуры, особенностях речи, мимики, наблюдаемых психофизиологических реакций и состояний, например, волнение, страх, спокойствие, безразличие, враждебность и т.д., желании и  готовности оказать помощь следствию или, напротив, стремлении ограничиться минимумом несущественных сведений.

         Перед письменной фиксацией ответов следователю следует убедиться, что он правильно интерпретирует ответ потерпевшей, воспроизводя его словесно перед ней во избежание недоразумений, и в той форме, в которой ответ будет зафиксирован.

         Важно отметить, что проблема эффективности производства допроса потерпевшей заключается в том, что ей не всегда разъясняется содержание Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.200446, где предусмотрены меры безопасности, а также права и обязанности защищаемых лиц. В этой связи представляется важным разъяснить меры, которые предпримет следствие для того, чтобы не скомпрометировать потерпевшую, сохранить тайну следствия, исключить возможность воздействия на нее со стороны заинтересованных в исходе дела лиц, а также произвести инструктаж потерпевшей о мерах ее безопасности; если потерпевшая находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, в апатии в связи с событием преступления, целесообразно ограничиться допросом лишь в объеме, необходимом для неотложных следственных действий, несколько отсрочив детальный допрос; вопросы, затрагивающие сформировавшийся в результате преступления эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание; психологически подготовить допрашиваемую к даче к даче показаний в суде в условиях состязательности. Ознакомление потерпевшей с положением данного нормативного акта позволит создать благоприятную обстановку для производства ее допрос.

          Следует отметить, что лицо, производящее  допрос, должно собирать и анализировать  информацию о личности потерпевшей  из разнообразных источников, при тесном взаимодействии с психологом разрабатывать тактику его проведения, поскольку выработанные практической деятельностью данного специалиста методики позволят выявить перед допросом психологические особенности потерпевшей.

    

3.1.2 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)

 

         Бесспорным  остается тот факт, что, пожалуй,  самой «трудной» фигурой для  допроса является, безусловно, несовершеннолетний  обвиняемый (подозреваемый). Хотя его  допрос во многом зависит от того, установлен ли с ним психологический контакт.

         Допросом несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) открывается своего рода новый этап в расследовании изнасилования, совершенном несовершеннолетним. При этом целью допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является получение максимума информации о происшедшем событии и таких подробностях и деталей, которые бы позволили в совокупности с другими доказательствами проверить причастность его к совершенному преступлению и решить вопрос о виновности либо невиновности подростка.

Выявление позиции подростка, чтобы затем сопоставить ее с показаниями потерпевшей, - первейшая задача данного следственного действия. Важно учесть тот факт, что несовершеннолетний обычно понимает, что следователь располагает недостаточным материалом, уличающим его в совершении преступления, и пытается все отрицать. Чем раньше от момента совершения преступления проводится допрос подозреваемого, тем более он эффективен, так как подросток часто еще не имеет продуманных ложных доводов своей невиновности, находится в состоянии нервного возбуждения, смятенной неуверенности в себе. Следует максимально детализировать излагаемое несовершеннолетним подозреваемым, особенно ссылки на алиби, характер знакомства с жертвой. Лжесвидетели и несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), при всем их желании, никогда не договорятся о мельчайших деталях своих измышлений. Чем больше несовершеннолетний подозреваемый войдет в противоречия сам с собой и с лжесвидетелями, тем легче будет изобличить ложь.

         По своему  характеру первый допрос несовершеннолетнего  подозреваемого существенно отличается  от первого допроса потерпевшей.  Допрашивая потерпевшую, следователь  не имеет подробных данных  о событии изнасилования и  личности несовершеннолетнего преступника. Допрос же несовершеннолетнего подозреваемого производится, когда следователю известны результаты допроса потерпевшей, осмотра места происшествия, судебно-медицинской экспертизы потерпевшей, исследования ее одежды и одежды несовершеннолетнего подозреваемого и т.д. Это, естественно, дает следователю возможность уже в процессе оценить достоверность показаний несовершеннолетнего подозреваемого.

        Целесообразно  отметить, что психологический контакт,  налаженный между следователем и подростком способен создать атмосферу допроса, благоприятствующую получению полных, всесторонних и достоверных показаний. Под ним понимается такие отношения между следователем и несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), при которых последний не уклоняется от общения, не замыкается, не молчит, а желает дать правдивые показания.

          Нередко  формированию психологического  контакта предшествует  возбуждение  у несовершеннолетнего интереса  к общению. Необходимость в  применении данного тактического приема возникает в тех случаях, когда для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) результат следственного действия безразличен. Например, допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в силу возраста или развития не понимающего сути происшедшего), обвиняемого подростка, решившего, что для него уже все потеряно.47

           Однако  необходимо помнить, что для  установления контакта не следует  допускать огульного и тем  более открытого недоверия ко  всем его показаниям; любого иного  необъективного отношения к его показаниям и материалам дела; проявление невнимательности и высокомерия; неосновательного отклонения его ходатайств и личных просьб; панибратства, одобрения совершенного преступления (хотя бы внешнего).

          Вызов на допрос несовершеннолетнего подозреваемого не следует откладывать – не обходимо избегать возможности его консультаций со взрослыми и «сведущими» сверстниками.

         Допросу  несовершеннолетнего подозреваемого  должна предшествовать подготовка  следователь к его проведению, изучение всех собранных по делу материалов. В зависимости от того, признает ли несовершеннолетний совершение изнасилования либо настаивает на том, что половое сношение имело место по добровольному согласию потерпевшей, либо вообще заявляет о своей непричастности к совершению преступления и выдвигает версию об алиби, следователем избираются те или иные тактические приемы допроса.

          Допрос  несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) планируют, учитывая  доводы, которые он может выдвинуть в свое оправдание. Поэтому при подготовке к допросу нужно попытаться представить, какую позицию займет допрашиваемый, какую версию выдвинет подросток, какие аргументы будет использовать в свое оправдание. На первом допросе нецелесообразно сразу же пытаться получить от подростка правдивые показания.

      Допрос несовершеннолетнего  начинается с вопроса о том,  признает ли он себя виновным  в совершении изнасилования, после  чего он дает показания.48

  Допрашивая подозреваемого  следователь обязан доходчиво  изложить несовершеннолетнему сущность имеющихся против него подозрений или содержание предъявляемого обвинения. При этом следует разъяснить специальные юридические термины, квалифицирующие его действия как преступление, установить с ним надлежащий психологический контакт. Про необходимости в допросе может быть сделан перерыв, отметив это в протоколе.49

       Все заявления  несовершеннолетнего подозреваемого  о добровольном половом акте  либо об алиби подлежат тщательной  проверке.

        Особое внимание  нужно уделять проверке алиби подозреваемого: в ходе допроса детализировать показания о времени и месте его нахождения в момент совершения преступления, его занятиях  и свидетелях, которые могли бы подтвердить его показания.

       В ходе допроса  несовершеннолетнего обвиняемого подлежат выяснению: где, когда, при каких обстоятельствах он познакомился или встретился с потерпевшей; каковы были их взаимоотношения; как было совершено изнасилование. У подростка выясняется применял ли он физическое насилие к потерпевшей и в чем оно выразилось: угрожал ли и чем подозреваемый потерпевшей; оказывала ли сопротивление потерпевшая в ходе изнасилования; доводил ли обвиняемый ее до беспомощного состояния и каким образом; каковы были действия обвиняемого после совершения изнасилования – как и куда он скрылся, предпринимал ли действия по сокрытию следов преступления (замывал кровь, стирал одежду); рассказывал ли кому-нибудь о совершенном преступлении. При групповом изнасиловании подлежит выяснению: в чем заключалась роль каждого из участников; что послужило мотивом и целью изнасилования; имеются ли у потерпевшей основания для оговора именно его в совершении изнасилования.

         Во всех случаях, когда несовершеннолетний  подозреваемый отрицает факт  насилия и даже полового сношения  с заявительницей, у него важно детально выяснить вопрос о его отношениях с ней, причину подачи ею жалобы с обвинением в столь тяжком преступлении, время препровождении в период, который указан заявительницей как момент совершения изнасилования.

         Допрос несовершеннолетнего целесообразно проводить в помещении учреждения, ведущего следствие. Соответствующие строгость и официальность должны подчеркивать для несовершеннолетнего важность и значимость события расследования. Постановка детализирующих, контрольных вопросов должна отличаться краткостью, предельной доступностью.

        Допрос  несовершеннолетнего обвиняемого  ведется по всему объему обстоятельств, подлежащих доказыванию.

        Закон  предусматривает обязательное участие  в деле несовершеннолетнего защитника и педагога. При этом участие педагога обязательно при допросе лиц до 14 лет и допустимо по усмотрению следователя при возрасте до 18 лет. Педагог дает консультации для определения последовательности и формы постановки вопросов, установления психологического контакта с несовершеннолетним. Однако показания оцениваются следователем. При этом необходимо учитывать возрастные особенности познавательной деятельности.

       Представляется  необходимым определить понятие  «педагог», которое используется  законодателем в п. 4 ст. 425 УПК РФ. В качестве педагога для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (высшим или специальным), работающий по специальности в образовательном учреждении педагогом.50 Важно и то, что педагогом должно быть лицо не только получившее соответствующее образование, но и длительное время занимавшееся педагогической деятельностью среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым, что может обеспечить установление с ним психологического контакта.51

Информация о работе Особенности расследования изнасилований, совершенных несовершеннолетними