Этика научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?

Содержание

1. Вступление............................................................................................. 3
2. Нравственность, мораль и этика ........................................................... 5
3 Этические проблемы науки 20-21 вв......................................................... 7
4. Особенности этики научных работников.................................................. 8
5. Кодекс научной этики.......................................................... 9
6. Научная честность..................................................................... 11
7. Биоэтика....................................................................................... 14
8. Евгеника.............................................................................................. 16
9. Генная инженерия и этические аспекты,……………………………….. 18
10. Заключение
Список использованной литературы...................................................................... 24

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

         
 
 

     Реферат

     Тема: Этика научного исследования.

     По  предмету: Методы научного познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание  реферата

                                                                                                                                             стр. 

     1. Вступление.............................................................................................                    3

     2. Нравственность, мораль и этика ...........................................................                5

     3 Этические проблемы науки 20-21 вв.........................................................             7

     4. Особенности этики научных работников..................................................            8

     5. Кодекс научной этики..........................................................                                       9

     6. Научная честность.....................................................................                              11

     7.   Биоэтика.......................................................................................                            14

     8. Евгеника..............................................................................................                       16

     9. Генная инженерия  и этические аспекты,………………………………..           18

     10. Заключение

     Список  использованной литературы......................................................................  24 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Введение.

     Наука не стоит на месте.  Исследования и открытия в разных областях привели  как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения,  экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие  существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?

     Постановка  этических проблем современной  науки, таких как отношение ученых к проблеме ответственности за соблюдение норм научной этики, очень часто  обсуждается в научных сообществах.

     Этика научного сообщества определяет ряд  ограничений, связанных с ведением научного поиска и соотнесением научных  исследований с правами человека. К ним относятся запреты  на различные виды научных исследований, которые предполагают использование негуманных методов проведения экспериментов и проведение социально опасных исследований.

     В процессе проведения научного исследования ученый может допустить научную  ошибку, но для ученого недопустимо  проводить исследование, сознавая, что гипотеза и научная база являются предметом фальсификации.

     Несоблюдение  норм научной этики приводит к  лишению возможности для ученого, допустившего нарушение этического свойства, участвовать в работе научного сообщества. Этические принципы необходимо соотносить с каждой научной идеей как на этапе замысла и обсуждения, так и на этапе ее реализация. Но этические нормы также подвержены изменениям, как и любой продукт общественной деятельности. В таком случае ответственность ученого кратно возрастает, поскольку ему будет необходимо выравнивания этической границы от уровня, предшествующего проведению исследования, до нового уровня, с тем, чтобы результаты его исследования могли быть адекватно восприняты научным сообществом.

     В своей работе я рассмотрю понятие  этики, морали и нравственности применимо к научным исследованиям. Исследую проблемы научной этики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Нравственность, мораль, этика.

     Что же такое мораль, нравственность, этика? Этика есть учение о морали. Мораль  - это предмет этики. Этика возникла в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Кроме понятий «мораль» и «этика» в русском языке употребляется и термин «нравственность». В истории этики нравственность иногда трактовалась, как нечто отличное от морали. Так, Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Первое охватывает внешнее поведение, второе вскрывает внутреннюю сущность особой воли субъекта. Нравственности Гегель придавал более высокий смысл, рассматривая ее как идеал, как долженствование и критическое отношение к социально-историческим явлениям.

     Основателем этики признаётся великий древнегреческий  философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А.Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители.

     Наиболее  значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 –1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900),Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, моралистов Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

     Научная этика — совокупность моральных  принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и  которые обеспечивают функционирование науки.

     К этике науки относится и моральная  оценка собственно познавательной деятельности, ее мотиваций и организации в  науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать термин «этос науки», введенный Р. Мертоном.

       Попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой философии сделав из этики строго верифицируемую научную дисциплину, приводит к тому, что из  этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».

     Научная этика — совокупность моральных  принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

     Роберт  Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа: коллективизм, универсализм, бескорыстность и организованный скептицизм.

     Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.

     Универсализм  — оценка любой научной идеи или  гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим  стандартам научной деятельности, а  не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

     Бескорыстность  — при опубликовании научных  результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

     Организованный  скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

     Существуют  также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.  Учёный должен следовать принципам научной  этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.

     Не  менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.

     Этика лежит в основании науки. Она первая область духовной культуры, возникшая  вместе с человеческим обществом.  А вот наука возникла гораздо позже, причем не из этики

     Проводя научные исследования, люди постоянно судят о происходящем, о других людях, об их поступках, и часто выносят свои суждения, свои приговоры, которые могут быть справедливыми и нравственными, только если они объективны.

     Объективно - это значит рассматривать предмет, явление, отстраняя все личное, преодолевая  свои предрассудки; вникать, исследовать  и понять, «как это все есть на самом деле», а не так, как ведется с первого взгляда или хочется, чтобы было, опираться на  факты и логику, а свои предубеждения и мнения авторитетов. Чужие мнения, как и свое собственное, нужно воспринимать с той же объективной критичностью. Это требование объективности составляет основу научной позиции, без него научная деятельность невозможна. Гёте писал: «Всякий исследователь должен смотреть на себя как на вызванного в суд присяжного заседателя. Его долг — со вниманием следить, насколько полно доложено дело и как доклад подкреплен доказательствами. После этого он приводит к краткому итогу свое убеждение и подает голос, независимо от того, совпадает ли оно с мнением докладчика или нет. Научная позиция  - позиция исследователя, который распространяет моральные позиции на все явления в процессе исследования.   Человечность, ответственность и преданность истине – вот что определяет нравственность.

     Когда человек знает истину, он имеет  больше возможностей, свободы.

     Борьба  истины и лжи ведется с древних времен. Объективная и моральная правда не могут быть без истины. Ведь не случайно английском языке правда и истина обозначаются одним словом «truth».

     Истина  –это данность, которая имеет место , хотим мы этого или не хотим, на что человек не может повлиять Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании и утверждении истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Именно через истину  осуществляется внутренняя связь науки и этики. Наука не дает оценок, она констатирует. Истина доказывают, но не внушают, не добиваются приказом, силой — ничем, что подавляет свободный критический дух человека. В этом состоит специфический гуманизм науки.

     Важная  моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину? 

     3.Этические проблемы науки 20-21 вв.  

     Этические проблемы современной науки настолько  актуальны и значимы, что не могут быть отдельно от научных исследований. Этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в неестественные условия, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир очень технологизирова. Человек сам окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни, даже творческие способности современного человека также проявляются с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный этических проблем мира искусственного.

     Все это приводит к тому, что объектом воздействия становится сам человек, что создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Многообразные этические проблемы в наиболее общем виде можно разделить на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого. 

     4. Особенности этики научных работников. 

     Профессиональная  этика в сфере науки требует  высокой оценки роли науки в жизни  общества. Профессиональный этос ученого  неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.

     Профессиональная  этика формирует готовность правильно  воспринимать критику и при необходимости  пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей, создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности «научному клану» и т.д.

Информация о работе Этика научного исследования