Теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:13, шпаргалка

Краткое описание

Коммуникация, лат. слова «communico» означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Коммуникация (сommunication – обмен, связь, разговор) – 1) процесс передачи информации; 2) составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов. Целью является взаимопонимание партнеров.
Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Сложилась особая социолингвистическая дисциплина – гендерная лингвистика, изучающая языковые явления, связанные с различиями носителей языка по полу. Психологи считают, что женский стиль общения отражает партнерскую систему взаимодействия, а мужской стиль – систему доминирования.

Исследования коммуникативного поведения  мужчин и женщин, проведенные Е.Ю.Гетте, показывают, что у мужчин доминируют такие речевые конструкции, как  сообщения о фактах, вопросы, оценка лиц, событий, явлений, императивы. У  женщин преобладают вопросы, сообщения  о фактах, оценочные суждения, императивы.

 

 

 

 

 

Массовая коммуникация

МК понимается как процесс связи и передачи информации большому количеству людей  одновременно с помощью специальных  средств – массмедиа.

Главную роль в процессе потребления массовой информации играет аудитория. Важным понятием в МК является понятие «целевая аудитория» - представители или группы общественности, на удовлетворение интересов и потребностей которых нацелена та или иная информация.

Важной  предпосылкой развития МК является наличие  таких характеристик аудитории, как грамотность, покупательская способность, наличие досугового времени, склонность к потребительской ориентации.

Функции МК:

  1. информационная – предоставление массовой аудитории актуальной информации о различных сферах деятельности;
  2. регулирующая – влияние на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, что скрывает возможности манипулирования общественным сознанием и осуществление функции социального контроля;
  3. культурологическая – ознакомление с достижениями культуры, что способствует сохранению культурных традиций и интеграции общества.

Средства  передачи массовой информации определяются как средства МК, включают в себя: средства МИ (пресса, аудивизуальные СМИ, информационные службы); телекоммуникацию (технические службы и технологии, обеспечивающие передачу и прием сообщений); информатику (систему обработки данных при помощи компьютера).

 

 

Публичная коммуникация

 

Коммуникативная компетентность является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности. Компетентность основывается на знаниях, умениях и навыках, включающих функции общения и особенности коммуникативного процесса, виды общения и его основные характеристики, вербальные и невербальные средства общения, специфику взаимодействия с партнерами, формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей, самопрезентацию и стратегии успеха.

 

Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Такая коммуникация относится к институциональной, т.е. статусно ориентированной. При официальном общении соблюдается определенный регламент.

Публичная коммуникация используется в научной сфере, деловой, общественно-политической, социокультурной, религиозной.

 

 

Межкультурная коммуникация

 

Культура  рассматривается как общая для  социума системак ценностных ориентаций, стереотипов сознания и поведения, форм общения людей, которые передаются от поколения к поколению.

Культура  в широком смысле слова – опыт, накопленный людьми в области  науки, образования, в технике, в  искусстве, в религиозной сфере. Может иметь два измерения  – материальная и нематериальная.

Материальная  культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты): книги, храмы, украшения и т.п.

Нематериальную, или духовную, культуру образуют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, нравственные и духовные ценности, ритуалы, символы, мифы, обычаи, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. В этом случае под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, античная культура, культура молодежи и др.).

В 70-е  гг. ХХ в. распространились термины «мозаичная культура», «виртуальная культура», которые ввел Абрам Андре Моль (1920-1992), французский физик, философ, специалист в области социальной психологии.

Виртуальная культура – это: а) некая идеальная модель, эффективно формируемая средствами массмедиа в сознании человека, и б) научная картина мира, формирующаяся при определенных условиях.

Мозаичная культура в ее виртуальном варианте складывается под воздействием неконтролируемого и случайного выхватывания их информационного поля, в котором постоянно находится человек. Однако культурные представления людей, сформировавшиеся под влиянием средств массовой коммуникации, отличаются разрозненностью. Осведомленность о многом оказывается на самом деле весьма неглубокой, не связанной, не систематизированной, мозаичной смесью представлений. В культурной, прежде всего научной, картине мира обнаруживаются существенные лакуны, пропуски, которые человек может не замечать. Мозаичная культура противопоставляется системной культуре.

А.Моль называет такую неупорядоченную культуру, представленную набором не связанных  между собой случайных, не структурированных  элементов, - «массовой», или «культурой масс». Такая культура динамична, развивается  как поток элементарных частиц культуры – «культурем». (Культуремы – порции информации (научной, художественной, нравственной, религиозной и т.п.), содержащейся в продуктах интеллектуальной деятельности людей, которые передаются от создателя к потребителю средствами массовой коммуникации. Основные каналы – радио, печать, кино, телевидение, Интернет.).

Используются  четыре формы воздействия на потребителя  при распространении культурем - доктрины: демагогическая, догматическая, эклектическая, социодинамическая. 

 


Информация о работе Теории коммуникации