Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность политической коммуникации;
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели политической коммуникации в трудах зарубежных ученых

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса………………...5
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР по СК.docx

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе

В последние десятилетия  мировое сообщество затронуто глобальным процессом перехода от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений. Сложность  и необычность новой эпохи  требуют глубокого осмысления происходящих изменений.

Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, но наиболее заметно их влияние  в политике. В последние годы общественно-политический лексикон обогатился понятиями «электронное правительство», «киберполитика», «кибердемократия», «компьютеро-опосредованная политическая коммуникация», «цифровая (дигитальная) демократия», «коммуникационная демократия», «электронное гражданство»  и др.

Активно внедряясь в сферу  политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения, модели взаимоотношений между политическими  институтами и индивидами.

Среди перспективных направлений  исследований политической коммуникации в информационном  обществе выделим  следующие:

1. Интернет и демократия

Анализ  роли Интернета в качестве гаранта  демократии является одним из самых  перспективных направлений в  политической теории. Как утверждает Р.Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто даже не вполне осознавали происходящее. Л. Гроссман полагает, что с развитием новых  коммуникативных технологий наступает  новая, третья великая эпоха демократии.

Информационные технологии изменяют не только форму осуществления демократических  процедур, но с их внедрением меняется и сама суть развития социальных процессов.

В исследовании темы «Интернет  и демократия» можно выделить три основных подхода.

Один из них выражает так  называемую «популистскую точку зрения», согласно которой Интернет восстанавливает возможность индивидуального воздействия на правительство и его политику. Э. Коррадо и Ч. Фейрстоун отмечают, что Интернет может обеспечить общение граждан с правительством «без посредников», а также уменьшить зависимость простых граждан от выборных должностных лиц, политических партий и группировок, отстаивающих свои экономические интересы». Интернет, посредством предоставления больших возможностей по обмену информацией, с одной стороны, усилит влияние простых граждан на политику, а с другой стороны, ослабит влияние тех, кому в настоящее время принадлежат средства массовой информации. То есть, чем больше возможности для граждан напрямую общаться с правительством, тем, вероятно, более вовлеченными в политику они будут, и чем больше их вовлеченность, тем сильнее будет их притягательность как личностей.

Согласно так называемой коммунитаристской точки зрения, Интернет будет способствовать перестройке  определяющих общественную жизнь связей между различными социальными слоями населения. Основная функция Интернета  будет заключаться в формировании и развитии «сообщества». По мнению Х. Рейнгольда, «сообщество» создается тогда, когда люди взаимодействуют друг с другом в сети Интернет достаточно длительный период времени для того, чтобы развить прочные связи, а Интернет освобождает указанный процесс создания сообщества от ограничений, накладываемых физической удаленностью в пространстве». Подобное освобождение сообщества от ограничений, накладываемых географическим местонахождением, расширяет то, что в настоящее время называется локальным сообществом, до масштабов государства или всего мира в целом.

На этом ожидании строится более широкий спектр возможностей: увеличение взаимопонимания, большее  уважение к точке зрения других людей, устранение дискриминации по расовому или половому признаку, создание общих ценностей. Если популистская теория касается изменений во взаимодействии граждан с правительством, то ожидания сторонников коммунитаристской теории основываются на усилении взаимодействия граждан между собой.

Концепция «ускоренного развития плюрализма» строится на двух допущениях. Первое заключается в том, что увеличившиеся благодаря сети Интернет возможности получения и обмена информацией не изменят самой сущности плюрализма. На индивидуальном уровне Интернет никак не сможет изменить тот факт, что большинство людей чрезвычайно разборчивы в выборе политических проблем и средств получения информации. Они проявляют относительно сильный интерес лишь к небольшому числу политических проблем, оставаясь равнодушными ко всем остальным.

Второе допущение касается вопроса привлечения населения. Информационный поток и обмен  информацией облегчают привлечение  обывателей к участию в политическом процессе, а также организацию  и осуществление политиками, активистами  и другими заинтересованными  лицами самого этого процесса. Кроме  того, возможность широкого доступа  к информации ускорит развитие различных  политических процессов. Более низкие издержки на организацию коллективных действий посредством Интернета  будут наиболее выгодны для определенной группы населения, а именно той, которая  либо находится вне рамок традиционных государственных и частных организаций, не вовлечена в бизнес, либо не входит в какие-либо профессиональные организации.

Исследователи видят перспективы  в потенциале Интернета, и не только в том, чтобы сделать политическую связь и поток информации более  эффективными и прозрачными, но также, чтобы использовать любой удобный  случай для участия граждан в  политических процессах. Наиболее значительными  являются:

  • Более эффективное управление посредством эффективных организационных действий
  • Более эффективная связь между политикой и гражданами
  • Активация и мотивация, направленные на вовлечение граждан в политику за  пределами Интернета посредством самого Интернета
  • Более практичные политические решения вследствие объединения знаний граждан, основанных на опыте.

2. Электронная демократия как  компьютеро-опосредованная форма  политической коммуникации

Концепции электронной демократии относятся  к теориям, которые рассматривают  компьютеры и/или компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента  в работе демократической политической системы. «Электронная демократия» - это любая демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются  по возможности использования прямой или репрезентативной формы демократического правления и по степени активности граждан в  государстве. Общим у этих концепций является уверенность в том, что различные  свойства  новых средств  информации,  такие  как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами могут положительно влиять на демократическую политическую систему.

Во многих западных исследованиях  основной целью электронной демократии декларируется повышение уровня политического участия.

Следует заметить, что массовое политическое участие - лишь одна из множества  ключевых функций политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями  Интернета, способными усилить институты  представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для переходных (транзитных)  обществ (Россия в их числе) эти функции даже более важны, чем уровень массового участия.

Наибольшие  перспективы в России имеет процесс  использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующий системы представительной демократии  и развития процессов  «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании  Интернета для следующих целей: 1) расширения доступа избирателей  и СМИ к законотворческой деятельности; 2) снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей; 3) повышения  эффективности обратных связей между  избирателями и их представителями  в законодательных органах власти.

3. Электронное правительство

Дискуссия об электронной  демократии  в последние годы смещается в сторону обсуждения проектов электронного правительства.

В российском случае электронное правительство  означает в первую очередь повышение  эффективности механизмов контроля государства над гражданами в  сферах сбора налогов, борьбы с преступностью  и т.д. В федеральной целевой  программе «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» под электронной Россией понимаются  федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства, комиссии и комитеты. Западный подход подразумевает, помимо облегчения коммуникации, усиление контроля граждан над правительством, что связано, в первую очередь, с введением публичных оценочных показателей деятельности последнего. Ни одной подобной программы в России нет и не разрабатывается. Даже в проекте «Глобальный портал развития», являющийся частью проекта Всемирного банка, реализация электронного правительства проходит через последовательные этапы одностороннего  информирования граждан, предоставления сервисов, и лишь затем создание систем взаимодействия граждан и власти.

Нам представляется, что реальной проблемой российского государства  на ближайшие годы становится не создание электронной власти, но формирование информационного дизайна, который  бы позволил в будущем успешно  бороться с разделением общества и информационными разрывами  между центром и регионами. Можно  сказать, что институциональный  дизайн включает в себя формирование единого информационного поля государства.

Проекты создания «электронного  правительства» породили дискуссию: обязательно  ли информационное общество является в то же время открытым и гражданским? По-видимому, это необязательно. Вполне возможно, что такое информационное общество, насыщенное информатизацией, не будет открытым и даже гражданским. Напротив, благодаря технологии общество становится все более прозрачным для власти, а значит, более контролируемым. Плохо функционирующее государство отнюдь не станет лучше благодаря электронному правительству. Отсталое общество не перескочит из посттоталитарного в демократическое из-за того, что население получит доступ к тем или иным информационным ресурсам. Это опасные иллюзии, но они, к сожалению, достаточно широко распространены в России11.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая анализ системы  политической коммуникации, можно подвести следующие итоги:

- политическая коммуникация  представляет собой процесс передачи, обработки и обмена значимой  политической информации в обществе, где идет непрерывный процесс  взаимообмена информацией между  политическими и общественными  институтами, индивидами и социальными  группами на всех уровнях социально-политического  взаимодействия.

- информационный обмен  в рамках социальной и политических  систем общества реализуется  с помощью средств массовой  коммуникации (телевидение, пресса  и иные печатные СМИ, радио,  глобальные компьютерные сети) и  сочетает в себе широкий спектр  форм и каналов связи; различные  цели коммуникации (манипулирование,  консенсус, диалог и др.) и участников  процесса коммуникации (социальные  группы, государственные структуры,  коммерческие компании, отдельные  индивиды и т.д.).

- политическая коммуникация  выступает как атрибут, то есть  необходимое, существенное, неотъемлемое  свойство политической деятельности  в любом ее проявлении.

Эффективная политическая коммуникация становится основным фактором, определяющим функциональную эффективность и  дальнейшее развитие политической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анохина Н.В., Малаканова O.A. Политическая коммуникация. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: «Инфра-М». 2001. 304 с.
  2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Рип-Холдинг. 2003. 174 с.
  3. Вершинин М.С.. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований. «Актуальные проблемы теории коммуникации». Сборник научных трудов. СПб.: СПбГПУ. 2004. 362 с.
  4. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей. 2004. 328 с.
  5. Каптерев С.Е. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом. Новгород.: ННГУ. 2003. 342 с.
  6. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. 151 с.
  7. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-Бук. 2000. 576 с.
  8. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр. 2004. 452 с.
  9. Соловьев А.И. Политическая теория. Политические технологии. М. 2000. 559 с.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Тургаев А. С. Модели политической коммуникации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204145/read

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Структура политической коммуникации»

Информация о работе Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели