Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность политической коммуникации;
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели политической коммуникации в трудах зарубежных ученых

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса………………...5
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР по СК.docx

— 133.50 Кб (Скачать файл)

2. Что сообщает? – анализ содержания сообщений.

3. Кому? – анализ аудитории.

4. По какому каналу? – анализ средства.

5. С каким эффектом? – анализ результата: изменилось/не изменилось сознание и/или поведение реципиента.

Формула Лассуэлла определяет политическую коммуникацию преимущественно  как императивный, побудительный  процесс: каков запрос отправителя, таков ответ адресата, по принципу «каков стимул, такова реакция». В то же время данной модели коммуникации присуще одно далеко не бесспорное допущение, которое состоит в  том, что передаваемые сообщения  всегда вызывают определенный ожидаемый  эффект. Эта модель излишне оптимистична и, несомненно, имеет тенденцию преувеличивать результативность воздействия передаваемых сообщений, особенно когда речь идет о средствах массовой коммуникации.

На данное обстоятельство обратил внимание Р. Брэддок. По его  мнению, описание коммуникационного  процесса должно включать еще два  принципиально важных момента: при  каких обстоятельствах и с  какой целью направляется данное сообщение (Приложение 2, рисунок 1).

 

Политическая коммуникация во многом представляет собой отношение  между управляющими и управляемыми. Соответственно между управляемыми и управляющими могут складываться как симметричные, так и несимметричные отношения.

Ж.-М. Конттре выявил между  ними следующие линии взаимодействия:

- все управляющие являются членами политического сообщества, но не все управляемые входят туда;

- эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих и управляемых;

- в условиях расширения политического сообщества отношения между управляющими и управляемыми становятся отношениями пересечения.

Конттре акцентирует внимание на то, что обмен политической информацией  между управляющими и управляемыми регулируется посредством таких  социальных институтов, как выборы и референдум, поскольку в условиях демократии именно выборы являются кульминацией процесса политической коммуникации. Политическая коммуникация осуществляется по каналам средств массовой информации. Активными участниками коммуникативного процесса являются различные политические и неполитические организации.

Значительное место в  системе политической коммуникации принадлежит элитам, осуществляющим свою власть над остальной частью общества через промежуточные звенья – бюрократический аппарат и  СМК. В модели К. Сайнне отражается, что между элитой, бюрократией  и массами происходит непрерывный  информационный обмен, причем элиты  стремятся к тому, чтобы передаваемая в массы информация укрепляла  бы их собственную легитимность.

В информационном пространстве ведущее положение занимают представители  господствующего социального слоя. Они, направляя деятельность государственных  институтов, стремятся контролировать основные средства коммуникации. Однако чем демократичнее общество, тем  большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе. Кроме того, следует учитывать и влияние новых электронных средств связи, которые позволяют своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию как личного, так и общественного характера (Приложение 2, рисунок 2).

Характер перемен в  области политической коммуникации, позволяющих преодолеть доминирование  и жесткий контроль отправителя  информации над адресатом, иллюстрируется при помощи моделей альтернативных видов движения информации, предложенных голландскими исследователями Й. Бордвиком  и Б. ван Каамом:

1. Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферии. Недостатком данной модели является ее монологичный характер, а также то обстоятельство, что время и место коммуникации определено отправителем (Приложение 2, рисунок 3).

2. Диалоговая модель характерна для распространения информации в реальной коммуникационной сети. Здесь информационные агенты, самостоятельно выбирая время, место и тему сообщения, общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников (Приложение 2, рисунок 4).

3. Консультационная модель соотносится с ситуациями, при которых агент информации, находящийся на периферии коммуникационной цепи, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище. В этом случае тема сообщения диктуется не центром, а свободным периферийным пользователем (Приложение 2, рисунок 5).

4. Регистрационная модель циркуляции информации противоположна консультационной модели: в ней центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применима в тех случаях, когда потребителю закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений, во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При регистрационной модели уже центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем потребитель, находящийся на периферии коммуникационной сети (Приложение 2, рисунок 6).

Приведенные модели, несмотря на видимое различие, на практике часто  дополняют друг друга5..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере

2.1. Средства коммуникации  в процессе политической деятельности

Под средствами политической коммуникации традиционно понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью  которых осуществляется процесс  обмена информацией. Некоторые исследователи  относят к средствам также  коммуникативные действия или ситуации, группы или отдельных индивидов, способствующих обмену информацией (прямому  или непрямому, опосредованному  или непосредственному, немедленному или протяженному во времени).

Р.-Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании  различных средств:

1. Коммуникация через  средства массовой информации: печатные  средства (пресса, книги, плакаты  и т.д.); электронные средства (радио,  телевидение и т.д.).

2.   Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.

3.   Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.

Чаще всего в политологической литературе в качестве средств политической коммуникации анализируются СМИ  и неформальные каналы.

Роль различных средств  политической коммуникации определяется наличием или отсутствием эффекта  воздействия. Под эффектом понимается «следствие процесса коммуникации, при  этом в сознании индивида происходит то, что без акта коммуникации не происходило бы».

Особое место среди  средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации. В последнее время  многие исследователи отмечают падение  доверия к официальным источникам информации, что привело к росту  значимости сообщений, возникающих  на уровне межличностного общения.

К неформальным средствам  политической коммуникации относят  молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также  граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров  и политических институтов6.

Неформальные источники  играют и позитивную роль в процессе формирования политических предпочтений. Важно уже то, что они привлекают внимание населения к политике. Придавая представлениям о политике эмоциональную  окраску, они закрепляют это внимание, а также упрощают восприятие информации, делая ее доступной для всех социальных групп. Особое место среди неформальных источников информации занимают слухи. Слухи - это форма распространения  социально значимой информации в  обществе, коллективе, группе. Слух может  отражать реальное положение вещей, в той или иной степени искажать его, либо быть полностью ложным. В  отличие от официальных источников информации слухи, как правило, не имеют  надежной информационной основы в виде установленных фактов, событий и  т.д. Они рождаются в процессе межличностного общения, обмена информацией  между людьми, и выступают в  форме суждений, оценок и прогнозов, соответствующих ожиданиям людей.

Существование слухов неизбежно. Естественно и то, что деятельность политического лидера или института (например, политической партии) часто  становится предметом межличностного общения. Это приводит к возникновению  слухов о них. Любой слух содержит в себе элемент обмана. Это важно  учитывать при снятии негативного  влияния неформальных источников информации на формирование политических настроений населения.

Другим неформальным источником информации, влияющим на формирование политических предпочтений населения, являются анекдоты, сатирические стихи  и т.д.

Кроме того, в качестве средства политической коммуникации выступает  такой неформальный источник информации, как граффити. Это - «политические  надписи на заборах и фасадах  зданий». Данное явление в нашей  стране остается пока неизученным, да и массовое распространение оно  приобрело сравнительно недавно. Так, например, несанкционированные надписи  политического содержания на заборе пятнадцать лет тому назад вызывали переполох правоохранительных органов.

По способу представления  информации граффити делятся на две  большие группы: надписи и символы. Политические надписи широко используются в период избирательных кампаний. Появившись на стенах зданий, они длительное время сохраняются и агитируют  граждан. Как правило, политическое граффити дает возможность гражданам, очень часто не имеющим для  этого других возможностей, озвучить свою позицию.

Таким образом, каждое из средств  политической коммуникации оказывает  специфическое влияние на процесс  формирования политических предпочтений населения, опираясь на определенную технологию и методы7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пропаганда как средство  политической коммуникации

Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) – положительное сообщение о  неконкретном объекте для максимально  широкой аудитории.

Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию  и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать – распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с  помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических  знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям (Таблица 1).

Таблица 1. Средства политической коммуникации

Коммуникативная технология

Базисный инструментарий

Реклама

Стратегия желания

Паблик  рилейшенз

Стратегия доверия

Пропаганда

Стратегия убеждения


Пропаганда одновременно и коммуникативная технология, основывающаяся на убеждении и цельный коммуникативный  акт8.

Убеждение – коммуникативный  метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознанию человека с  опорой на его чувство и опыт с  целью формирования у него сознательного  отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами – изменения  взглядов, снятие преград для поступления  новой информации. В основу убеждения  положена логика убеждения, которая  возбуждает критичность восприятия, предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения –  взгляды на явления, идеи, вещи или  людей, которые можно изменить в  дальнейшем, если есть достаточная  аргументация.

Целью пропаганды являются обеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения к  определенному объекту.

Главная цель пропаганды –  довести главные идеи и теоретические  знания к широким слоям населения  и превратить в личные убеждения.

Пропаганда – процесс  закрепления в сознании определенных ценностей. Виды пропаганды:

- «белая» пропаганда (известный  источник, правдивый сообщение);

- «серая» пропаганда (источник  неизвестный, истинность не установлена);

- «черная» пропаганда (фальсификация  источника и сообщение);

Агитация – вид пропаганды (от лат. agіtatіo - побуждение к действию) – пропагандистское влияние для  мобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так и широких слоев населения.

Агитация – это влияние  на сознание людей путем распространения  отдельных идей и лозунгов с целью  мобилизации их на выполнение поставленных задач.

Главное отличие между  пропагандой и агитацией заключается  в том, что пропагандист, раскрывая  один вопрос, должен высказать много идей, так много, что их не сразу в возможности усвоить средние граждане. Агитатор, раскрывая то самое вопрос, возьмет только одну его составную (часть), причем наиболее известную всем гражданам, и направит все свои усилия на то, чтобы, опираясь на этот всем известный факт (пример), показать людям направление действий, которые приведут к улучшению общего состояния9.

Структура пропаганды включает адресанта, информацию, адресата и его  действия, угодные адресанту и  вызванные влиянием полученной информации.

Как правило, источниками  информации являются СМИ, адресантом –  государство, институты власти, политические партии и их лидеры, в роли адресата выступает массовое сознание граждан  или определенной группы населения10.

Информация о работе Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели