Особенности анализа радио и телевиденья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 00:23, реферат

Краткое описание

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология массовых коммуникаций.docx

— 93.20 Кб (Скачать файл)

  

 

  ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                     И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Реферат на тему: Особенности анализа радио и телевиденья.

 

Студент: Крупнина Виктория Денисовна

 

Специальность: Реклама и PR

 

Группа 2СЗ02

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания средства массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Введение

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация – более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.

 

 

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

 

Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства – искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах.

 

 

РАДИО.

 

Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.

Печать, радио и телевидение обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное - звуковое сообщение на радио).

Вторым по времени появления (после печатных) средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой в том, что носителем информации оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Старейшее средство массовой информации – по-прежнему остается популярным, вездесущим и крайне востребованным аудиторией. Радиостанции универсального или общего характера включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных и др. передач, которые предназначены для всех категорий слушателей.

Помимо этого, еще одна особенность радио – вневизуальность, что позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекаются от звучащей речи, музыки, “не делят” своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, в том порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

 

 

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения. 
 
Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики (подробнее о них – в следующей главе). Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры – интервью, репортаж, комментарий и др. – обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик. Произносимые слова воспринимаются в неразрывной связи с эмпирической личностью произносящего. По мере развития телевизионной журналистики стало выясняться, что воздействие сообщения на аудиторию усиливается (или, наоборот, уменьшается) свойствами личности автора. 
 
Сравним телепередачу с аналогичной радиопередачей. Совершенно ясно, что эмоциональное воздействие радиопередачи на человека значительно слабее, чем передачи телевизионной. Радио лишено зрительности, а между тем «глаз, называемый окном души, – это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы, а ухо является вторым...» 
 
Значительно больше половины объема информации поступает к человеку через зрение. Возможно, в случае политической беседы главное ее содержание все же поступает через слуховой канал. Но очень существенные компоненты теряются. 
 
Когда вы читаете интервью, напечатанные в газете или журнале, вы, конечно, получаете какое-то представление о личности человека, у которого взято интервью. Но, во-первых, представление это может быть и неточным, так как то, что говорил этот человек, вы узнаете не непосредственно от него, а через интервьюера, изложившего его слова на бумаге. Во-вторых, даже и это представление относится больше к интеллектуальной составляющей личности человека; физическая же его индивидуальность скрыта от читателя.  
 
В радиопередаче дело обстоит почти так же. «Почти», а не «точно так же» потому, что голос – это все же часть физической сущности человека. Непосредственно, чувственно воспринимая, слушая живой голос, вы получаете некоторую информацию о физической индивидуальности человека: ведь тот или иной тембр голоса, богатство или бедность интонаций, манера говорить – все это само по себе сообщает слушателю дополнительные сведения о говорящем. Иной раз, независимо от содержания речи, независимо от того, что говорит человек, по тому лишь, как он говорит, можно понять не только, что он молод или стар, но и узнать, интеллигентный ли это человек, веселый он или скучный, добродушный или угрюмый.  
 
Можно судить о его отношении к людям, о степени его открытости, искренности, т. е. о духовных чертах. 
 
Итак, главное, решающее отличие радиовещания от телевидения состоит в том, что радио воздействует только на слух человека, тогда как телевидение обращено и к его зрению. 
 
Непременное, самоочевидное условие телевидения состоит в том, что у телевизора есть экран, заполненный движущимся изображением. 
 
Заметим еще, что телевидение, по причине все той же зрелищности, больше утомляет человека. Радиопередача, особенно музыкальная, не требует абсолютного сосредоточения слушателя у приемника, как того безоговорочно требует телевидение.

 

 

 

 Особенности общения с аудиторией радио- и телевещания

Для того чтобы понять специфику радио и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Возможность учёта социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально-психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.

Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента:

1) влияние характера  радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих;

2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы  выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь  такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве — она рассредоточена психологически.» Люди становятся радио- или теле аудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радио выступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей все совместно. Поэтому выступление должно не только привлекать внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой — доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

Итак, ясно, что аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.

 

 Образ выступающего:

 Не менее  важным социально-психологическим моментом является  то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия зрителей/слушателей и т.д.

Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на экране или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание зрителей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека в кадре или у микрофона.

 

 Между восприятием образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что при формировании образа коммуникатора в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между коммуникатором и сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый ряд содержит свою систему характеристик:

Наиболее значимы для первого ряда отношений следующие характеристики коммуникатора:

• знание того, о чем он говорит;

• его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

• умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора:

Информация о работе Особенности анализа радио и телевиденья