Анализ кодекса корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 01:54, контрольная работа

Краткое описание

КСО – реализация интересов компании по средствам обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества.
Объектами КСО являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых.

Содержание

Понятие КСО, история развития, зависимость конкурентоспособности от внедрения КСО ……………………….... 3
Анализ кодекса корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД» ………………………………………………………………….... 15
Список используемой литературы …………………………………….. 18

Вложенные файлы: 1 файл

КСО.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Понятие КСО, история развития, зависимость конкурентоспособности от внедрения КСО ……………………….... 3
  2. Анализ кодекса корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД» ………………………………………………………………….... 15

Список используемой литературы …………………………………….. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие КСО, история развития, зависимость конкурентоспособности от внедрения КСО

 

КСО – реализация интересов компании по средствам обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества.

Объектами КСО являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых.

Споры о роли предпринимательства в обществе породили многочисленные аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Приведём аргументы в поддержку социальной ответственности.

  1. В интересах дела заниматься социальной деятельностью. Этот аргумент может быть изложен в двух формах: позитивной и негативной. Позитивная форма базируется на концепции о том, что выполнение производителя обязательств перед обществом в долгосрочной перспективе приносит прибыль самой организации. Негативная сторона этого аргумента базируется на предположении, что в интересах самого предпринимателя заниматься социальными проблемами, потому что общество рано или поздно, всё равно потребует, чтобы он делал это. Согласно этому аргументу, если организация не будет активно принимать участия в решении социальных проблем, общество может не воспользоваться её продукцией. Этот аргумент также подтверждает, что социальная ответственность, в конечном итоге, вызывает большой интерес у организаций, так как помогает предотвратить возможное вторжение правительства в их деятельность в дальнейшем.
  2. Осуществление социальных программ может быть прибыльным. Хотя и нет чётких связей существования причинно-следственной связи между социальными действиями организации и прибылью, существует мнение, что поддержка социальных дел вносит свой вклад в долгосрочную прибыльность деловой организации. Например, крупная корпорация в рамках осуществления социальной программы повышения образования, поддерживает, в финансовом плане какой-либо университет. Выгоды, которые имеет корпорация от такого сотрудничества, очевидны: она может брать на работу многообещающих выпускников.
  3. Этого требует этика. Данный аргумент базируется на том, что организация должна заниматься социальной деятельностью, так как она имеет нравственные обязательства перед обществом делать это.
  4. В любых обстоятельствах нельзя игнорировать закон. Согласно этому утверждению, любая фирма имеет обязательства поддерживать правовое общество. Этот аргумент подчёркивает наличие тесных взаимоотношений между юридическими и этическими социальной деятельности. Желание вести себя этично часто сопутствует желанию вести себя соответственно законно. Можно утверждать, что компания, которая проявляет инициативу и добровольно участвует в осуществлении социальных программ, больше уважает законы, чем другие.

Интеграция принципа КСО в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой современных организаций. Организации, обладая основными финансовыми материальными и человеческими ресурсами, оказывают значимое влияние на решение социальных проблем общества и развитие территории, на которой она находится. Благодаря пониманию организациями такой своей роли в обществе и появилась КСО. Как правило, выделяют две основные составляющих концепции КСО оказывающие влияние на устойчивость развития:

    1. сокращение рисков, связанных с ведением бизнеса. Идентификация этих пробелов – первый шаг на пути к внедрению КСО. Некоторые сравнивают его со страховой политикой, которая защищает компанию от неожиданностей и проблем в дальнейшем. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние, хотя активисты КСО предсказывали это много лет назад. Таким образом, одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут появиться и застать компанию врасплох;
    2. превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Так, например, в попытке снизить количество вредных воздействий на окружающую среду заводы часто переносят за границы города, тем самым создают дополнительные рабочие места и изменяют напряжённость транспортных потоков.

Развитие идей защиты окружающей среды открывает перед производителем дополнительные возможности – производство «зелёных» продуктов. Например, электромобили, энергосберегающие лампы и т.п.

Современная организация является открытой системой, включающая множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники, акционеры и другие заинтересованные лица. В связи с этим организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими, политическими и социальными интересами всех.

В документах Европейской комиссии дано следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Таким образом, КСО непосредственно связана с концепцией устойчивого развития организации.

КСО как политика и концепция стратегического развития и конкурентоспособности распространяется на взаимосвязанные направления: укрепление имиджа и деловой репутации; корпоративное развитие; развитие персонала; взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и другое.

В сентябре 1999 г. для усиления идей по устойчивому развитию и всемирному внедрению КСО по инициативе бизнес-сообщества был введён мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию. Этот индекс рассчитывается по многим показателям путём заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором. Итоги формируются по трём показателям: экономика компании; экологичность и социальная деятельность. Около 60 % показателей одинаковы для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности, а 40 % различаются по секторам. Далее, после расчётов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах с разбивкой по секторам.

За последние 15 лет КСО как система управления в постоянном диалоге сообществом. Она стала ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнёрства с властями всех уровней и гражданским обществом. Международный опыт однозначно показывает, что работа и отчётность по КСО даёт компаниям эффективный результат.

Деятельность по обеспечению устойчивого развития организации и её конкурентоспособности в рамках корпоративной социальной ответственности является работой, требующей от компаний существенной концептуально-стратегической и организационной перестройки, а также вложений, в первую очередь в специалистов в этих областях, разработку корпоративных планов по развитию.  

Развитие рыночных отношений в России приводит к изменению соотношений экономических сил в национальной экономике. Глобализация экономики привела в движение процесс передачи власти от производителей, которые изготовляют товары к клиентам, которые покупают эти товары и пользуются ими. Это подразумевает взгляд на вещи с точки зрения клиентов, при чем во всех видах деятельности, в том числе, исследовательской, инженерной, производственной, финансовой, а так же деятельности по продаже и маркетингу. Опыт показывает, что компании, которые тратят время и деньги на определение того, что хотят покупатели, а так же на обеспечение качества, надежности товаров и их послепродажных услуг, работают со значительно большей выгодой для себя. Компании с успешными программами по обеспечению высокого качества располагают 10%-ым преимуществом перед конкурентами в отношении затрат. Меньшее количество дефектов означает: меньше переделок и напрасно потраченного времени руководителей, меньше затрат и более высокое число клиентов, которые становятся постоянными. Компании, являющиеся лидерами качественного управления, имеют так же более высокие темпы роста, по сравнению  с компаниями, предающими меньшее значение этому аспекту своего бизнеса. Это подразумевает высококачественные отношения с клиентами.

Сейчас во всем мире широко признанно, что любая крупная компания несет ответственность перед обществом, в котором она функционирует. А по тому ее первая обязанность и конкурентное преимущество – оставаться мощной, эффективной и культурной на благо сотрудников, акционеров и клиентов, внося одновременно ощутимый вклад в экономику и благосостояние страны. Неотъемлемой частью корпоративной культуры становится формирование образа « компании - гражданина», и выполняющей предписанные ей социальные обязанности и заботящейся о принесении возможно большей пользы всему обществу (corporate citizenship – «корпоративное гражданство»). Корпоративное гражданство определяет неразрывность общих экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед окружающей социальной средой.

Начиная с 2003 года, при оценке национальными экспертными агентствами качества корпоративного управления и присвоения компаниям соответствующих рейтингов стали учитываться показатели КСО, что поставило российские корпорации перед необходимостью соблюдать соответствующие международные требования и стандарты (GRI, AA-1000, SA-8000, Стандарты саншайн, ISO 14000). Следование этим стандартам обусловливается тем, что на мировом рынке, участниками которого становятся российские компании, ведение социально ответственного бизнеса является нормой. Фактор КСО чрезвычайно выжжен для иностранных инвесторов, для которых это – свидетельство финансовой стабильности и конкурентоспособности компании.

XIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), проходивший в г. Москве в ноябре 2004 года, одобрил социальную хартию российского бизнеса как одно из средств повышения его конкурентных преимуществ и предложил всем членам российского делового сообщества присоединится к ней. Социальная хартия – это:

    • добровольная стратегическая инициатива бизнеса, основанная на понимании и признании представителями делового сообщества активной роли бизнеса в общественном развитии;
    • система принципов, направлений и границ потенциального вклада компаний и бизнес-сообщества в целом в общественное развитие;
    • свод основополагающий принципов ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельной и формы собственности;
    • предложение к обновлению содержания социального диалога с партнерами бизнес-сообщества: акционерами и инвесторами, властными структурами, объединениями работников, институтами гражданского общества;
    • новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны, экономическое процветание и социальное благополучие.

Социальная хартия российского бизнеса не является нормативным документом, не предполагает принуждение и обязательность, не предусматривает внешнего контроля и оценки действий.

В практике отношений социальной ответственности объективно обусловленной представляется потребность взаимодействия конечного множества организаций на разных уровнях иерархии управления, что вызывает противоречия в процессах их осуществления. Одним из направлений стратегического развития российской экономики и достижения ее конкурентоспособности является задача активизаций отношений корпоративной социальной ответственности. Эти явления обусловливают актуальность и возможность создания соответствующих механизмов управления, обеспечивающих взаимодействие организаций в отношениях социальной ответственности.

В современных условиях наиболее распространенным способом формирования социально-трудовых отношений стало социальное партнерство.

Социальное партнерство – специфический тип отношений социальной ответственности, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечивается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально-экономических процессов рыночного общества.

Человеческий капитал – это главное на сегодняшний день конкурентное преимущество. Согласно исследованиям, проводимым Российской ассоциацией менеджеров, создание и развитие работоспособного коллектива – основная задача современного менеджера. Создание такого коллектива возможно только тогда, когда работники четко осознают и принимают миссию, цели и задачи фирмы, в разработке которых принимали непосредственное участие. Например, в целях согласования с профсоюзами решения проблем социального развития трудовых коллективов, в ОАО «РЖД» большое внимание уделяется развитию социального партнерства, принимает совместные решения по вопросам оплаты труда, социальной защите работников. Коллективный договор стал одной из основных форм обеспечения участия работников в управлении производством. Результатом политики социального партнерства стало решение всех вопросов путем переговоров и полное исключение из практики забастовок и других подобных методов ведения коллективных трудовых споров.

Потребность в омоложении кадров побуждает корпорации тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями, как в России, так и за рубежом. При этом наблюдается две тенденции. Первая – направление отдельных сотрудников на повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Вторая – системное корпоративное обучение с постоянным консультационным сопровождением, организация собственных учебных центров.

Информация о работе Анализ кодекса корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД»