Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:15, шпаргалка

Краткое описание

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 20

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.  
март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).  
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.  
В 1241 г. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.  
Почему? (ослабление войска, смерть хана Угэдэя). Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. Содержание монголо-татарского владычества: номинальная (только называющаяся) независимость русских княжеств; княжение по ярлыку; контроль баскаков за деятельностью князей; выплата дани Золотой Орде; террор как метод управления.

Невский: Постольку поскольку опасность исходила как с Востока, так и с Запада, то во внешней политике князя Александра можно выделить 2 основных вектора: восточный (построение отношений с монголами) и западный (построение отношений с католической Европой).

Вопрос 21

Даниил Московский (дата рождения неизвестна-1303) первый самостоятелный московский князь. В начале 90-х годов Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.В 1285 г. литовцы  напали на владения тверского епископа волость Олешню (к северо-западу от Можайска),  они получили отпор со стороны тверичей, москвичей, волочан (жителей Волока Ламского), новоторжцев, дмитровцев, зубчан и ржевичей (жителей тверского Зубцова и находившейся недалеко от него смоленской Ржевы). В перечне участников отпора обращает на себя внимание упоминание волочан и новоторжцев. Волок Ламский и Торжок   были владениями Новгорода и великого князя владимирского, которым в то время оставался Дмитрий Александрович. Участие жителей этих двух территорий в общих военных действиях против литовцев косвенно указывает на то, что между братьями Даниилом и Дмитрием произошло полное примирение, они стали координировать свои действия против общего противника. 

 По отношению к Орде московский князь вел традиционную политику отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана Узбека , приходившегося ему свояком . Узбек прислушивался к мнению Ивана Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра Тверского , вскоре подвергнутого мучительной казни . Калита хорошо знал хищные золотоордынские порядки , тщательно собирал с русских земель «выход» и готов был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем , чтобы собирать в их пользу еще дополнительный  запрос . Калита заложил основы могущества  Москвы . Он первый начал объединять вокруг нее русские земли . После долгого промежутка времени он был первым авторитетным князем , влияние которого распространилось на всю Северо-Восточную Русь .

Дмитрий Донской  великий князь Московский (1359-1389), великий князь Владимирский (1362-1389); Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 года (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды, что привело к обострению междоусобной борьбы. При нем в 1367 году построен белокаменный кремль в Москве.

Вопрос 22

К концу 14 в. в состав Московского  княжества вошли Муром, Нижний Новгород, земли на окраинах Руси. Территория увеличилась почти в 30 раз по сравнению с началом века. Завершение окончательного объединения  русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана Ш. Ярославское княжество. Пермь, половина Ростовского княжества, Тверь окруженная московскими землями наконец-то перешла к Москве, затем Вятская земля -важная в промысловом отношении. Новгород присоединился в 1478 г. после похода  Ивана Ш. Главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к “Русской Правде”, сохранение в народе общерусского национального самосознания.

Вопрос 23

(1462-1505) В первый период правления Ивана III главной целью великого князя было присоединение Новгорода. Решающий шаг был сделан в 1478 году, когда Новгород признал Ивана III своим государем; после мятежа в 1479 году великий князь казнил несколько «великих бояр» из числа заговорщиков и конфисковал их земли. В 1485 году Иван III овладел Тверью и «велел всех граждан к целованию привести»; летопись не упоминает о казнях и конфискациях. Великий князь милостиво относится к своим новым новгородским и тверским подданным – как и принято было до сих пор на Руси. Но зимой 1487-88 года произошло нечто неожиданное: в ответ на некий (по-видимому, мнимый) «заговор» Иван III выселил всех зажиточных новгородцев и отправил в Москву 7 тысяч “житьих людей”. Это событие летопись назвала «выводом» новгородцев. Практически все земли Новгорода – кроме немногочисленных крестьянских земель - были конфискованы; затем была проведена перепись и осуществлено первое массовое наделение воинов поместьями. В чем же выражалась «правда» Ивана III?  В том же, в чем выражалась «правда» османских султанов. Прежде всего, это равенство всех перед законом: Судебник 1497 года не дает никаких привилегий богатым и знатным. Таким образом, Судебник Ивана III воспринял основную идею традиционного восточного права – идею защиты справедливости. Но еще более удивительно, что Судебник воспринял восточные методы защиты справедливости. “Русская правда” киевских времен не знала столь характерных для Востока жестоких казней и телесных наказаний. В Судебнике Ивана III такие наказания полагаются за многие преступления – специалисты в один голос говорят, что эта практика позаимствована с Востока. Таким образом, Иван III вполне усвоил основной принцип восточной монархии: защита справедливости требует суровых наказаний. “Без таковыя грозы не мочно в царство правды ввести”, - писал полвека спустя Иван Пересветов.

Вопрос 24  

(1548-1574)  Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства. Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные. Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять посвящены земельным делам.                  Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности.   Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности.    В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.         Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период.

 

Вопрос 25

XVI век, пожалуй, единственный  из самых трудных и интересных  периодов истории России. В это  время Московское княжество, объединившее  земли разрозненных княжеств, складывается в единое централизованное Русское страна.Главные направления внешней политики России оформились пока что при великом князе Иване III: балтийское (северно-западное), литовское (западное), крымское (южное), а в свою очередь казанское и ногайское (юго-восточное). Ассоциация русских земель делало потенциальным активизацию внешнеполитической деятельности.Казанское и Астраханское царства регулярно угрожали русским землям. Они держали в собственных руках Волжский торговый метод. Эти земли были плодородными, о них мечтало русское дворянство. Народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши стремились к освобождению от ханской зависимости. После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское царство 150-тыс. русское войско осадило Казань. Казань была взята штурмом 1 октября 1552 г.

Вопрос 26

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ, соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен, митрополитом избран Иона. (сл. 4). Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.                                                             Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии "иосифлян" ("осифлян"), выступавших против сторонников св. преподобного Нила Сорского - "нестяжателей". Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными - землями, крестьянами, капиталом и др. "Нестяжатели" выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным.                                                             Ереси (от греческого слова "ересис", что означает "особое вероучение") - это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням - иконам, мощам святых и т. п.На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV - начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове - крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за "имением" и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

Вопрос 27

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причина: пресечение законной царской династии(умер последний царь династии) .События: войны(с Польшей, Швецией) появились самозванцы(Лжедмитрии), которые хотели занять престол(одному это получилось) .Последствия: Упадок и разорение хозяйства.

Вопрос 28 

17 век, выдался трудным  для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век 17-ый,  веком бунташным. Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при «тишайшем» правители. Вторым царем России из династии Романовых, Алексеем Михайловичем. Он был тишайшим, а вот время, в которое он правил не спокойным, бунташным.  Летопись повествует о различных восстания как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения 17 века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны.Соляной бунт, Медный бунт, Чумной бунт, Разинщина и другие городские волнения, были вызванные вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно  к попыткам поиска правды.

Вопрос 29

1. Трудовой режим на Петровских фабриках и заводах мало чем отличался от режима большевистских концлагерей. Работные люди надрывались над работой от зари до зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках работали по пояс в воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от недоедания, от непосильной работы, от заразных болезней. Тех, кто протестовал против этого каторжного режима, ждало каленое железо, батоги, кандалы. Для того, чтобы превратить ненавистную ему Московию в “европейский парадиз”, Петр не жалел людей. Кормили впроголодь. Один из иностранцев — современников Петра писал, что содержание русского рабочего “почти не превышало того, во что обходится содержание арестанта”. Интересно, что бы запели почитатели Петра, если бы им пришлось побыть в шкуре строителей немецко-голландского парадиза, возводимого Петром. После смерти Петра государство оказалось в крайне тяжелом положении. 
Самодержавие, созданное потом и кровью многих поколений, историческая святыня народа - стало орудием его угнетения. У народа отнимали его веру, глумились над его национальным достоинством, презирали его нравы и обычаи. 
Народ страдал невыносимо. Достижения в области культуры в эпоху Петра очень незначительны, хотя по его приказу и было переведено с иностранных языков около 1000 книг. 
Петровские “реформы”, как теперь известно, не только не способствовали культурному развитию России, но, по мнению историков, даже задержали на полстолетия поступательный ход развития русской культуры.  Петр Первый изменил все, что имело внешнюю форму. 
Только русская музыка не имела внешней формы и только поэтому она сохранила после Петра свою исконную русскую сущность.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"