Цивилизация Древней Финикии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность: Представленная работа посвящена теме «Цивилизация Древней Финикии». Данная тематика носит актуальный характер в современных условиях.
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению темы «Цивилизация Древней Финикии».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании обозначенной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие государства Финикии…………………………………………4
1.1 Возникновение Финикии и ее народа………………………………4
1.2 Политика и торговля………………………………………………...6
1.3 Распад Финикии………………………………………………………10
2. Достижения древних финикийцев……………………………………13
2.1 Культура финикийцев……………………………………………….13
2.2 Финикийские корабли – как самое величайшее достижение финикийцев……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

Здесь должен быть титульник

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Развитие государства Финикии…………………………………………4

1.1 Возникновение Финикии и ее  народа………………………………4

1.2 Политика и торговля………………………………………………...6

1.3 Распад Финикии………………………………………………………10

2. Достижения древних финикийцев……………………………………13

2.1 Культура финикийцев……………………………………………….13

2.2 Финикийские корабли – как  самое величайшее достижение  финикийцев……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

Введение

 

Актуальность: Представленная работа посвящена теме «Цивилизация Древней Финикии». Данная тематика носит актуальный характер в современных условиях.

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению темы «Цивилизация Древней Финикии».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность тематики данной работы «Цивилизация Древней Финикии» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу «Цивилизация Древней Финикии» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Цивилизация Древней Финикии» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов о истории Финикии и достижениях ее народа, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Цель: рассмотреть историю Финикии от начала ее возникновения до распада, величайшие достижения данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Показать историю возникновения  Финикии.

2. Раскрыть сферу политики и  торговли древних финикийцев.

3. Проанализировать достижения финикийцев.

4. Охарактеризовать развитие культуры  и экономики финикийцев в первом  тысячелетии до нашей эры.

5. Определить роль Финикии в  мировой истории.

Предмет исследования: цивилизация Финикии

Хронологические рамки: III–II тыс. до н.э.

Территориальные рамки: Восточное Средиземноморье

 

1. История Финикии

 

1.1 Возникновение Финикии и ее  народа

 

Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии. В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.

Сравнительно небольшой мир Восточного Средиземноморья представлен постоянно соперничающими городами-государствами, само существование которых определялось простой формулой все против одного и один против всех. Кровопролитные столкновения за собственные интересы не позволяли этим городам-государствам сплотиться, чтобы дать отпор вторжениям извне. А они были неизбежны, что определялось еще одной особенностью этого региона. С момента появления здесь ранних очагов цивилизации Восточное Средиземноморье стало уникальным, первым в истории человечества центром коммуникаций, торговых и культурных контактов и взаимовлияний. Здесь пересекались людские потоки, представлявшие Месопотамскую, Египетскую, Хеттскую, Ассирийскую, Древнегреческую цивилизации. Восточное средиземноморье объединяло Переднюю Азию, Северную Африку, Юго-Восточную и Юго-Западную Европу. Довольно значительную роль в политической, культурной и особенно экономической истории древнего Средиземноморья сыграла Финикийская цивилизация, которая сложилась на узкой полосе земли между Средиземным морем и горным хребтом Ливана. Природа определила образ жизни проживавших здесь людей. В Финикии не было значительных территорий, пригодных для земледелия, не было обширных пастбищ, зато были дубовые и кедровые леса, которые давали отличный кораблестроительный материал, строевой лес и целебные растения, пользующиеся спросом соседних стран. Горные склоны Ливана были засажены оливковыми деревьями и виноградниками. Конечно, среди финикийцев были и земледельцы, которым в долине Оронта и на Финикийском побережье на небольших участках плодородной и тщательно обрабатываемой земли, удавалось выращивать неплохие урожаи пшеницы, ячменя, проса и чечевицы. Ограниченные земельные ресурсы вынуждали финикийцев создавать на горных склонах Ливана террасную систему искусственного орошения для разбивки фруктовых садов и виноградников. Финикийское вино славилось во всем древнем мире. Будучи морским народом, финикийцы занимались также и рыболовством.

Таким образом, материальная культура Финикии в меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.

Население Финикии представляло собой сложный этнический конгломерат. Здесь проживали западносемитские племена ханаанеев. Финикийцами (красноватые, смуглые) жителей прибрежной полосы Восточного Средиземноморья назвали египтяне и древние греки. Сами финикийцы не знали единого самоназвания. Тем не менее, осознавая свою этно-культурную и языковую общность, они считали себя исключительно жителями того или иного города (сидонцы, тирцы, карфагеняне и др.), а не гражданами какой-либо страны.

В антропологическом и лингвистическом плане финикийцы относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне— пунийцами.

Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам».

Финикийцы всегда славились своим умением торговать. Первое упоминание о торговле встречается у Геродота в самом начале его труда и позволяет думать, что в 1400-1200 гг. до н.э. финикийцы уже занимались торговлей, перевозили египетские и ассирийские товары, вели торговлю с Аргосом. Таким образом, финикийцы уже в то время занимались посреднической торговлей, которой не брезговали и в более позднее время. Велась и работорговля, свидетельство о которой мы находим у Геродота: две похищенные жрицы из Фив были проданы в Ливию и Элладу. Принимая во внимание сведения Хардена, известно также, что имела место и торговля детьми.

Финикийцы вели торговлю с различными странами. Торговля с Аргосом велась еще раньше первого тысячелетия до нашей эры. Упоминает Геродот и о торговле с Ливией, товаром которой были рабы. О наличии торговых связей с Египтом мы находим два упоминания у Геродота: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах и все-таки, можно сказать, там не увидишь ни одного порожнего сосуда. Куда же, спрашивается, они деваются? Я отвечу на это. Каждый староста общины обязан собирать все сосуды в своем городе и отправлять в Мемфис. Из Мемфиса же, наполнив водой, их переправляют в ту безводную Сирийскую пустыню. Таким образом, всю глиняную винную посуду, ввозимую в Египет, там опоражнивают и затем, в дополнение к прежней, отправляют в Сирию» ; второе упоминание позволяет судить также и о торговых связях с Элладой: финикияне заимствовали у египтян обычай обрезания (несомненно, в результате торговых отношений), те финикияне, что поддерживают связь с Элладой, своих детей не обрезают. Есть еще несколько упоминаний о торговле с Элладой: Геродот упоминает, что финикияне ввозят стирак в Элладу. Страбон же говорит о том, что карфагенские купцы экспортировали африканские драгоценные камни, которые греки называли «карфагенскими». Также Страбон упоминает о торговле Карфагена с Киреной:«Место под названием Харакс служило карфагенянам портом; они привозили сюда вино, получая в обмен сильфий и его сок от торговцев, тайком достававших эти продукты из Кирены.

Что касается торговли с менее развитыми странами, интересно упоминание Геродота о торговле карфагенян с ливийцами за Геракловыми столпами: карфагеняне оставляли товары на берегу, после чего возвращались на корабль и подавали дымовой сигнал. Ливийцы же оставляли возле товаров золото и так же отходили. Так продолжалось до тех пор, пока количество золота не устраивало карфагенян. Как добавляет Геродот, «ни одна сторона не обманывала: карфагеняне не трогали золото, пока не удовлетворялись его количеством, а туземцы не трогали товары, пока вторая сторона не принимала золото».

Продвигались финикийцы и на запад, на Кипр, который славился своим вином, оливковым маслом и хлебом. Страбон пишет, что остров привлекал финикийцев также медью и корабельным лесом. Кипр, по-видимому, уже в 1000 г. до н.э. был важным промежуточным пунктом торговли финикиян с Западным Средиземноморьем.

Таким образом, финикийцы торговали древесиной Ливана, металлами с запада (Кипр), изделиями из металла, кроме того, они занимались посреднической торговлей.

Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии— Карфаген, Утика, Кадис и т.д.

 

1.2 Политика и торговля.

 

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше — больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

Новая сфера деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников стало посредничество — обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира — во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой — помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев — задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.

Войдя в состав Персидского царства, Финикия к тому же смогла лучше изучить традиции банковского дела, возникшего в Вавилоне еще во II тысячелетии до н. э. Ассиро-вавилонские банкиры вначале были обычными ростовщиками, которые выдавали ссуды на определенный срок под проценты. Потом они перешли к более сложным операциям — давали купцам кредиты на отдельные коммерческие операции, принимали и выдавали вклады и проводили безналичные расчеты между разными городами (для этого использовались кожаные чеки с печатями того или иного финансового учреждения).

Ту же практику переняли финикийцы — чеки, правда, до нас не дошли, но их описания встречаются в античных сочинениях. И если вавилонские и ассирийские дельцы обслуживали в основном своих соплеменников, то финикийцы — впервые вывели «бизнес» на международную арену. Их услугами пользовались практически все негоцианты Восточного Средиземноморья, цари, народные собрания греческих полисов. На рубеже VI и V веков до н. э. Тир и Сидон играли ту же роль «всемирного банка», что в наши дни — Швейцария.

Вначале продавцы и покупатели обменивали товары «на глаз», по взаимному согласию. Потом в употребление вошли ценовые эквиваленты — слитки серебра, золота или меди. А после появления в Лидии в VII веке до н. э. первых монет финикийские города, видимо, очень скоро переняли обычай их чеканки, хотя самые древние дошедшие до нас сидонские деньги относятся только к IV веку до н. э. Они получили название «сиклей», или «шекелей», заимствованное позже евреями.

Информация о работе Цивилизация Древней Финикии