"Батик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается какие виды батика бывают,как и где его применяют, чем рисуют и какой лучше выбирать материал для наложения батика.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Содержание

1. Введение
2. История развития:
3. Горячий батика
4. Холодный батика
5. Узелковый батика
6. Складывание батика
7. Свободная роспись
8. Свободная роспись с применением солевого раствора
9. Материалы для батика
10. Ткани для батика
11. Подготовка ткани к батику
12. Краски и красители
13. Рамы для росписи
14. Кисти
15. Галерея
16. Заключение.
17. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Пунктирная линия на схемах означает место сгиба. Светлая стрелка —отгиб ткани налицо, темная стрелка — наизнанку.

Попробуем самый простой способ — складывание по вертикали и горизонтали. Сложим квадратную ткань четыре раза и обмотаем.

Получим рисунок квадратов. Яркость линий зависит от степени проникновения краски под обмотки, которые создают дополнительный рисунок.

Параллельные полосы получаем, складывая ткань в виде плиссировки по прямой. Не забываем проглаживать каждую полоску! Сложенную ткань замотаем, например, нитками. Они дадут тонкие неокрашенные полоски (коричневый образец). Более сложный узор получился при обматывании в виде шишки (зеленый).

Далее научимся складывать ткань по диагонали. Ширина и угол, под которым пройдут полосы, зависят от вашего желания, а узор самих полос – от количества и качества обвязываний.

«Елочка» возникает, если ткань перед диагональной плиссировкой сложить, например, втрое, отогнув ее сначала налицо, а потом наизнанку. Образец был дважды перевязан.

Сложив ткань вчетверо и также заплиссировав по диагонали, получим «крестообразную звезду»

«Лучеобразная» плиссировка прекрасно подходит платья. Сложив ткань вдвое, получим сразу и перед, и спинку. В этом случае складки сверху платья (у ворота) делают более узкие и постепенно расширяют книзу.

Следующий вариант также просится на платье: ткань сложена вдвое по средней линии и заплиссирована по диагонали. Четыре крепкие обмотки и составили V-образный узор

Диагональные полосы и ромбы возникают, если сложить ткань по диагонали (угол с углом), а потом сделать плиссировку и обмотку.

Еще один прием планги – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приемами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Попробуйте также откидывать уголки не вперед, а назад.

«Цветы» на голубом фоне образованы очень простым приемом: сложенная вдвое ткань заплиссирована, а уголки на сгибе вверху загнуты внутрь. В зависимости от количества обмоток цветы превращаются в круги или расцветают пышным цветом.

 

 

7. Свободная  роспись 

Свободная роспись включает в себя 3 техники:

  1. «Акварельная техника»-ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому».
  2. «Трафаретная техника»- рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя.
  3. «Графика по свободной росписи»-создается с применением солевой техники и наводки графики резервом.

 Данные техники наиболее  полно отражают безграничные  возможности росписи на шёлке. Они доступны и эффектны, а  также позволяют на высоком  профессиональном уровне решать  любые ваши творческие задачи - будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали  или станкового панно. Растяжка  одного цвета позволяет выполнить  плавный переход разной тональности  одного цвета(например, три тона  синего красителя).

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

8. Свободная  роспись с применением солевого  раствора 
 
Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Роспись производят при помощи ватных тампонов и кистей различной величины, более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, тампон делают с тонким заостренным концом.

Для рисунка с крупными округлыми формами применяют тампон большого размера и круглее. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, обтяните его тонким шелковым или капроновым трикотажем. Чтобы краска с тампона не капала, его отжимают в зависимости от требуемой насыщенности цвета. Помните, что попадая на кожу рук, краситель еще долго не может отмыться, поэтому нужно работать очень аккуратно или в хирургических эластичных перчатках. Начинают работу от светлых тонов к темным. Под конец делают общее сплошное покрытие более темным фоном. Если в процессе работы материал быстро сохнет, смачивайте его несколько раз, краска от этого не растекается. Однако смачивать нужно все полотно, не оставляя сухих мест, иначе получатся затеки.

 

 

9. Материалы  для батика

 

1.  Шёлк

2.  Краски

3.  Контурный состав

4.  Разбавитель контурного состава

5.  Аппликатор для красок

6. Дистиллированная вода

7. Спирт.

8. Соль.

9. Клейкая бумажная лента.

10. Салфетки из целлюлозных волокон

11. Калька

12. Алюминиевая фольга

13. Прочные нитки

14. Паспарту

15. Бусины, стразы

16. Рама

17. Кнопки и булавки с головкой

18. Кисти.

19. Пластмассовые флаконы с пипеткой

20. Пульверизатор для краски.

21. Очень мягкий карандаш

22. Палитра и пипетки

23. Фен

24. Утюг

25. Ножницы

26. Стаканы

10. Ткани для батика

 

ХЛОПОК 

Традиционная ткань для работы в технике горячего  
батика. Хлопковая ткань бывает разной по толщине и качеству.  
Основное требование – гладкая ровная поверхность, т.е. без  
узелков, утолщений, катышей и с качественным плотным, а не  
рыхлым, переплетением нитей.  
 
 
Используется  
при изготовлении панно, диванных подушек и т.п. Хлопок не  
запаривают после росписи, поэтому если изделие предполагается  
стирать, то необходимо использовать специальные красители для  
хлопка, применяемые для техники горячего или холодного батика. 
 
ЛЕН 
 
Для росписи подходит лишь лен определенного качества. Он должен  
быть тонкий и мягкий, хорошо впитывающий красители, с плотным, а  
не разреженным переплетением нитей. Применение льняных тканей  
в горячем батике в основном такое же, как и хлопковых тканей.  
Но красители необходимо подбирать уже для льна. Некоторые  
красители подходят и для хлопковых и для льняных тканей. 
АТЛАС 
Хорош  
для росписи палантинов, шарфов, для платков несколько  
тяжеловат, хотя существуют различные виды атласа, есть и  
довольно мягкие и тонкие, которые подходят и для росписи  
платков. Из него получится великолепный комплект постельного  
белья. Также подходит для росписи абажуров и диванных подушек.  
Поскольку атлас драпируется блестящими тяжелыми складками, можете  
попробовать использовать его для росписи штор. Он того стоит. 
 
Как уже говорилось атлас имеет характерный блеск. Именно он  
ограничивает применение атласа для росписи панно, но это  
поправимо. Для росписи панно очень хорошо подходит изнаночная  
сторона плотного атласа. При работе с тяжелым атласом  
обязательно проверяйте ткань (ее пропитывание горячим воском при  
горячей технике батика) с изнаночной стороны работы.

 
 
 
 

 

КРЕПДЕШИН 
 
Одна из лучших  
тканей для изготовления платков, также очень хорош для шарфов,  
парео и палантинов. Прекрасно подходит для росписи панно. Из  
него также могут получиться, например, изумительные, легкие,  
драпирующиеся красивыми складками, шторы и т.п. Имеет матовую  
поверхность, непрозрачен, очень приятен на ощупь. С ним очень  
легко работать в технике горячего и холодного батика. Плотные  
виды крепдешина также хороши для росписи панно. 
 
 

Жатый крепдешин 

Хорош  
для росписи шарфов и палантинов. И хотя по структуре довольно  
плотный, но из-за своей "жатости" для панно, естественно не  
подходит. Хотя, возможно что какая-нибудь абстрактная композиция  
на таком шелке будет выглядеть неплохо, а "жатость" лишь  
добавит ей креативности. 

ЭКСЕЛЬЦИОР 
 
Легкий шелк. Тонкий и довольно прозрачный (но не так как  
шифон), подходит для росписи платков и шарфов. Иногда с ним  
тяжело работать (это зависит от его качества). Он может  
расползаться при натягивании, давая дыры и затяжки. При снятии  
в конце работы воскового покрытия методом отшелушивания нити  
эксельциора разъезжаются и этот дефект уже невозможно  
исправить. Стирать этот вид шелка нужно очень осторожно, его  
скорее не стирают, а просто замачивают в мягком моющем  
средстве, а затем прополаскивают. Отжимают, не выкручивая. 
 
 
ШИФОН

 

Существует несколько видов шифона:

 
Шифон средней плотности

 

Существует 
несколько видов шифона. По моему мнению, все они предъявляют  
большие требования к росписи. Проблемы начинаются уже с момента  
натягивания ткани, когда даже при росписи на профессиональной  
раме с тонкими крючками-гвоздиками все равно при малейшем  
натяжении получаются дыры. Расписывать шифон тоже нужно крайне  
аккуратно, чтобы не сдвинуть нити и не нарушить рисунок  
переплетения нитей. Красители для росписи нужно подбирать с  
учетом того, что ткань прозрачна, и все ее слои при наложении  
друг на друга просвечивают. Удалять воск с расписанной ткани  
можно только вытапливанием, ее ни в коем случае нельзя мять и  
"тереть" ткань, чтобы воск осыпался. В этом случае сдвигов нити  
не избежать, и готовое изделие может быть безнадежно испорчено.  

       Газ-шифон                                      Жатый шифон

 

 
 
ДИКИЙ ШЕЛК 
 
 
У этой ткани несколько названий - чесуча, тусса, крученый шелк,  
шелк-сырец, шелк дикого шелкопряда, рустикальный шелк, флосовый шелк.  
Отличается необычной, немного грубоватой для шелка, но очень  
интересной текстурой, а также цветом (бежевым или желтоватым),  
по внешнему виду больше похож на тонкий дорогой лен. Этот шелк  
бывает разной плотности, на ткани заметны утолщения и узелки.  
Так как полученная ткань имеет неровную, узловатую, поверхность, то это, конечно, несколько  
затрудняет роспись такого шелка. При росписи этот шелк необходимо обработать - освободить от аппрета, тогда он намного лучше впитывает и горячий воск и краску. 
 
         11. Подготовка ткани к батику

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капроновые и натуральные шелковые ткани. При производстве ткани на ткацких станках используют аппрет и разные замаслители. Их перед росписью с ткани нужно удалить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом, выварив в мыльно-содовом растворе (его можно заменить любым универсальным стиральным порошком) 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в теплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что после вываривания и стирки ткань дает усадку. 
Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщенных ниток, блесен и т. д.). Петли и узелки еще до росписи следует срезать так, чтобы не повредить структуру ткани. 
При росписи важное значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность (особенно это касается росписи ткани способом холодный батик). От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом (на ткани атласного переплетения линия должна быть немного шире, чем на ткани полотняного переплетения). Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот. 
Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Однако расписывать можно и ткани саржевого, сатинового, мелкоузорчатого переплетений. Роспись тканей способом горячий батик и свободную роспись делают на таких же тканях. Но в этом случае менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани. 
Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются такие: батист, шифон, маркизет, мадаполам, бязь и полотно. Наилучшими для росписи являются первые три ткани. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости, как у мадаполама, бязи и полотна, которая становится особенно заметной после снятия аппрета. В сравнении с первыми тремя, эти ткани хуже в росписи способом холодный батик, в этом случае резервную линию следует делать шире и во время нанесения краски не подводить кисть или тампон с краской близко к этой линии, потому что возможно затекание краски через резервную линию по выступающим волокнам. Резерв на таких тканях нужно наносить с обеих сторон, следя за тем, чтобы контуры резервных линий с обеих сторон рисунка совпадали. 
Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон (полотна) и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток (плательные, рубашечные, подкладочные ткани). Их роспись не вызывает особых трудностей, среди них лучше поглощают краски ткани из вискозных волокон. 
Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, полотно, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Наилучше растекаются краски на туали, крепдешине, пологие, хуже - на креп-жоржете и креп-шифоне (нитки в этих тканях имеют высокую крутку, и поэтому краска их хуже пропитывает и медленнее подтекает к линии, сделанной резервом). Линии резервом при этом можно исполнять любой толщины, начиная с самых тонких. 
Из синтетических тканей для росписи используют капроновые (отбеленные и светло-закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии.

Информация о работе "Батик"