Анализ инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе особое место в развитии экономики занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
3.Инновационная стратегия предприятия. 11
4.Оценка влияния инновационной политики на экономическую 14
эффективность 14
6. Оценка результативности и мориторинг инновационной деятельностью предприятия ОАО «ЦентрТелеком» 24
7.Информационное обеспечение системы управления инновационной политикой предприятия. 28
8.Направления совершенствования системы управления инновационной политикой предприятия. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе особое место в развитии экономики занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют невысокие показатели уровня инновационной активности промышленных предприятий, объемов затрат на технологические инновации и их результативность, недостаточное использование научного потенциала, неразвитость инновационной инфраструктуры. Складывающийся в России рыночный механизм не носит инновационной направленности и пока не способен революционизировать производство и обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Это порождает чрезвычайно низкую эффективность инновационной деятельности на современных предприятиях. Именно ее повышение является одним из решающих факторов выхода государства из экономического кризиса, а также играет определяющую роль в решении проблем достижения устойчивого экономического роста. Активизация инновационной деятельности во многом определяется эффективной инновационной деятельностью отраслей инфраструктуры, среди которых особое значение принадлежит отрасли инфокоммуникаций. Роль телекоммуникационных технологий в экономике быстро растет.

На протяжении нескольких последних десятилетий  темпы роста важнейших экономических показателей телекоммуникаций во всем мире остаются несравнимо более высокими по отношению к соответствующим показателям традиционных отраслей. Инфокоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций. Телекоммуникации и информационные технологии находятся в списке динамично развивающихся отраслей России. Инфокоммуникационная инфраструктура способствует повышению эффективности инновационной деятельности в промышленности. Быстрое развитие телекоммуникаций, расширение применения современных информационных технологий в экономике способствует формированию прогрессивной структуры национальной экономики, служит импульсом развитию отечественных высокотехнологичных и наукоемких производств, способствует повышению инновационной активности во всех отраслях экономики, создает принципиально новые возможности для инновационного развития промышленных предприятий. Отрасль инфокоммуникаций представляет собой систему жизнеобеспечения экономики страны. Рост экономики России опирается на инфокоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую хозяйственные связи субъектов и своевременный обмен информацией. Российский инфокоммуникационный сектор в 2000-2008 годах продемонстрировал 20-ти процентный ежегодный рост, и эта тенденция сохранится.

Целью курсовой работы является экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления инновационной политикой предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на материалах предприятия ОАО “ЦентрТелеком”город Орел.

Эмпирическая и методологическая база данной темы достаточно велика. Вопросами инноваций занимались многие зарубежные и российские экономисты.  Термин "инновация" стал использоваться в переходной экономике России как русский вариант слова "innovation" , что в дословном переводе означает "новшество", "нововведение", "новаторство" [7].Понятие"инновация" было введено И.Шумпетером в 30-е годы 20 века, как изменение с целью внедрения и использования новых:видов потребительских товаров, производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Понятие "инновация" авторами рассматривается в разных аспектах: как процесс (Б.Твисс,Б.Санто,С.Глазьев), как изменения в системе (Й. Шумпетер); как изменение (Ю.В. Яковец, Л. Водачек, О. Водачкова, Ф, Валента, С.Д. Ильинкова, П. Друкер); как результат (П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Мендели.

1.Характеристика  исследуемого объекта (Центр Телеком).

В основе данной работы лежит  анализ инновационной деятельности ОАО “Центр Телеком” за 2007-2008 годы.

Услуги электросвязи предоставляются на территории Орловской области с 1858г.16 структурных подразделений предоставляют услуги электрической связи в 24 районах и городах Орловской области: - местные, междугородные и международные телефонные соединения - ДВО (дополнительные виды обслуживания, предоставляемые на цифровых АТС), - беспроводной радиодоступ DECT, подвижная радиосвязь "Алтай", - видеотелефония, услуги аудио- и видеоконференцсвязи, - передача данных, Internet, ISDN, - мультисервисная сеть, - документальная электросвязь, - проводное вещание, - интеллектуальные услуги: виртуальный номер, виртуальная АТС, виртуальный саll-центр.

Приказом от 22.03.1993 г. начальника ГПСИ "Россвязьинформ" Орловской области Орловский радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ) был выделен из состава ГПСИ "Россвязьинформ" в самостоятельное государственное предприятие с подчинением его г. Москва.

В следующем году в  соответствии с Распоряжением Государственного Комитета РФ по управлению Госкомимуществом № 132-Р от 28.02.1994 г., постановлением администрации Советского района г. Орла от 11.01.1994 г. № 9 о регистрации акционерного общества, на основании статьи 29, пункт 5, второй абзац Трудового законодательства РФ Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Орловской области было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Электрическая связь" Орловской области. Несмотря на то, что начало деятельности АООТ "Электросвязь" Орловской области происходило в условиях продолжавшегося экономического кризиса в стране, в первый год своей работы Обществом было обеспечено устойчивое функционирование средств связи. С этого времени АООТ "Электросвязь" осуществляла развитие инфокоммуникаций в Орле и Орловской области.

В соответствии с "Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации", одобренной решением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 года, ОАО "Связьинвест" принято решение о реорганизации открытых акционерных обществ электросвязи областей Центрального федерального округа Российской Федерации в форме присоединения к ОАО "Центральная телекоммуникационная компания". Это решение было поддержано советами директоров и общими собраниями акционеров реорганизуемых компаний.

1 декабря 2002 года в  рамках данной реорганизации  был создан Орловский филиал ОАО "ЦентрТелеком" (до 1 декабря 2002 года – ОАО "Электрическая связь Орловской области"). В матре 2011 года ЦентрТелеком прекратил свое существование в результате присоединения к ОАО Ростелеком. На апрель 2011 года более 100 предприятий и организаций являются абонентами филиала, свыше 50 тысяч человек пользуются услугами Интернета “Домолинк”. К 2010 году по оптово-волоконным линиям связи создано более 20 тысяч портов волоконно-оптического доступа по технологии FТТх. На 1000 человек приходится 105,3 стационарных телефонов, абоненты сотовой сети составили 876 тысяч номеров. За 2010 год доходы предприятия составили 1 млрд.200 млн. рублей, в федеральный и местный бюджет отчислено 46 млн. рублей налогов, общий объем  инвестиций в развитие телекоммуникаций за последние три года составили 1 млрд. рублей. (Орловский вестник 2010г. № 27,с.10).

Остановимся на том, что  было сделано за период 2007-2008 г.

Было построено и  введено в эксплуатацию более 250 км оптико-волоконных линий связи  и 28500 номеров цифровых АТС. Это позволило  выйти на следующие показатели цифровизации сети Орловского филиала: ГТС – 58,6%; ГТС г. Орел – 62,1%; СТС – 20,5%. Емкость цифровых междугородных телефонных станций – 4100 каналов и ЗСЛ, из них 870 – магистральных каналов, 1140 – зоновых, 2090 – ЗСЛ. Протяженность цифровых каналов увеличилась за год на 20 тысяч каналокилометров и составила 82,4 тысячи каналокилометров. Процент цифровизации внутризоновой сети достиг 77%.

Монтированная емкость  сети составила 219015 номеров (ГТС – 171107 номеров, СТС – 41908 номеров), задействованная емкость 179568 номеров. Монтированная емкость цифровых АТС – 106960 номеров (ГТС – 98260 номеров, СТС – 8700 номеров). Демонтированы две декадно-шаговые АТС: АТС – 2 и АТС – 3. Переключен 19341 номер.

Объем междугородного и  международного трафика увеличился на 1,5 миллионов тарифоминут и достиг 7 миллионов тарифоминут.

В 2008 году Орловский филиал ОАО «ЦентрТелеком» продолжил работу по расширению и задействованию монтированных  мощностей. Количество основных телефонных аппаратов ГТС составило 155752 шт., т.е. 30,67 телефона на 100 человек городского населения. Количество основных телефонных аппаратов СТС 11,13 телефона на 100 человек населения. В целом по ГСТС количество основных телефонных аппаратов составило на 01.01.2008 г. 189414 шт. или 23,59 телефона на 100 жителей.

Монтированная номерная емкость АТС городской и сельской телефонной связи. составляет 233293 номеров, задействованная емкость – 192978 номеров. Уровень цифровизации местной телефонной сети – 52,0%, в том числе ГТС – 58,8 %, СТС – 21,0%.

Орловским филиалом ОАО  «ЦентрТелеком» введен в эксплуатацию третий этап беспроводного радиодоступа цифрового стандарта DECT , емкостью 13200 номеров. Введен в эксплуатацию узел УВС-5 с вводом первого этапа электронной АТС-54 емкостью 1000 номеров. В сельских районах ввод номерной емкости составил 228 номеров, из которых 150 номеров – в связи с демонтажем станций, 78 номеров – чистый прирост.

 

2.Инновационная политика: содержание, виды и принципы разработки.

Содержание  инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику экономического развития, И. Шумпетер определял в виде следующих типичных случаев:

1. Изготовление  продукции, еще не известной  потребителям или создание нового  качества той или иной продукции.

2. Использование  нового метода (способа) производства, т.е. новых технологических процессов еще не известных в данной отрасли, в основе которых не обязательно лежит изобретение или открытие, и которые могут заключаться также и в усовершенствовании коммерческого использования (технологии осуществления купли-продажи) данного товара.

3. Получение  или использование нового источника  сырья, полупродуктов независимо  от того, существовало ли это  сырье ранее, но не использовалось  по каким-либо причинам или  его необходимо создать вновь.

4. Проведение  системных преобразований структуры  производства или реорганизации  органов его управления, например, путем создания холдинговой компании  с целью обеспечения монопольного  положения на рынке.

5. Продвижение  товаров на новые рынки сбыта,  на которых эти товары или отрасль промышленности еще не были представлены.

. В экономической литературе нет единого толкования понятия "инновации". Основные концептуальные подходы к определению сущности понятия "инновация" приведены в приложении А.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что инновация является стержневым элементом стратегии предприятия, инновация определяет суть стратегии.

Целью инновации  является повышение конкурентоспособности  продукта и конкурентоустойчивости всего хозяйствующего субъекта в будущем [17].

В специальной  теоретической, научно-методической литературе встречаются разнообразные классификации инноваций, отличающиеся по принципам группировки и способам организации и базирующиеся на двух основных подходах: структурной характеристике инновационного изменения и интенсивности этого изменения.

Классификация инноваций с точки зрения их структурной  характеристики производится с позиции сферы деятельности предприятия, которой касается инновационное изменение. По этой классификации можно системно классифицировать инновации и подразделить их на три группы:

  • инновации на "входе" в предприятие;
  • инновации на "выходе" из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

Классификация, приведенная Л. Водачек, О. Водачковой [1], предполагает четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.

В ходе деятельности хозяйствующих субъектов практически  невозможно провести точную границу  между отдельными типами инноваций. Инновационный замысел в области продукции непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих инноваций процессов, а нередко также инноваций в области рабочей силы и управленческой деятельности.

Описание технологических  инноваций базируются на международных  стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. Исходя из этого приняты два типа технологических инноваций: продуктовая и процессная. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, внедрение новых или усовершенствованных продуктов и подразделяются на два вида: базисная продуктовая и улучшающая продуктовая инновация. Процессные инновации представляют освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организацию производства (новой технологии). Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты.

На основе критерия отрасли народного хозяйства  М. Хучек выделяет следующие инновации: твёрдые (материализованные) и мягкие (управленческие, нематериализованные). Инновации, воплощенные в материале, так называемые твердые инновации – новые машины и оборудование. Невоплощенные инновации или мягкие – вид новой системы организации, улучшений в системе учебы трудового коллектива и другие, касающиеся в основном науки, организации и управления, экономики, общественных наук.

Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия