Институциональные основы инвестирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:52, аттестационная работа

Краткое описание

Экономические метода государственного регулирования инновационно-инвестиционных процессов можно условно разделить на две группы: прямые (финансирование научно-инновационной деятельности за счет федерального и регионального бюджетов, разработка целевых научно-технических программ, размещение государственного заказа на конкурсной основе); косвенные (налогообложение, кредитование, амортизационная и таможенная политика и др.). Касаясь прямого государственного регулирования инновационных процессов, следует отметить, что сложившаяся мировая практика показывает: чем больше внимания уделяет созданию научно-технического потенциала государство, тем больше затрат на НИОКР со стороны частного сектора.

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая работа.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Институциональные основы развития инвестирования в Российской Федерации.

Пермь, 2011

 

Первоисточники.

Норт. Институты — это “правила  игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки,  которые организуют  взаимоотношения  между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике. С.17

Институты  уменьшают  неопределенность,  структурируя  повседневную жизнь. Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. С.18

В сущности говоря, в практике российских реформ рыночная  эффективность  оказывается  не  адекватной  эффективности социально-экономической. Заплачена высокая цена за трансформацию в виде глубинных и во многом не восстановимых разрушений  производственного  и  технологического  потенциала,  совершенно не сопоставимых с издержками любой из стран с переходной  экономикой.  Теперь  уже  социальная  защищенность населения становится не результатом, а предпосылкой реформ. И рыночная самоорганизация не способна обеспечить преодоление глубоких кризисов — финансового, инвестиционного и институционального — без необходимого регулирования со стороны государства. С. 9-10

1) Институциональная  система определяет направление,  по которому идет приобретение  знаний и навыков; 2) это направление  может быть решающим фактором  долгосрочного развития общества. Если фирма или иная экономическая организация инвестирует в  знания, которые увеличивают производительность вложений физического или человеческого капитала, или повышает  общий  уровень подготовки предпринимателя, то достигаемый благодаря этому прирост производительности ведет к росту экономики в целом. С.103

Организации также стимулируют  общество к тому, чтобы инвестировать  ресурсы в развитие тех видов  навыков и знаний, которые косвенным  образом способствуют повышению  прибыльности  этих  организаций.  Такие  инвестиции формируют долгосрочные  тенденции в развитии навыков и  знаний,  выступающих  главными  детерминантами  экономического роста. С. 104

Редкость ресурсов можно  преодолеть за счет инвестиций в новые  технологии, а любую другую редкость — за счет инвестиций в новые  знания,  чтобы  преодолеть  потенциальный фиксированный фактор. С.170

Шумпетер. Под предприятием (Unternehmung) мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями (Unternehmer) же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. С.169-170.

По моему мнению, правильнее будет называть акционеров, участников товариществ и т. д. инвесторами  (Kapitalgeber), … которые зато непосредственно направляют, обеспечивают деятельность предприятия и имеют право на получение большей части прибыли в качестве вознаграждения. С.250

По мере того как капиталистическое  развитие набирает темпы, на рынок устремляется поток свободной покупательной силы, мощь которого непрерывно увеличивается и который как бы разбивается на три более мелких потока.  Это, во-первых, «инвестируемая» предпринимательская прибыль. При всем том нам совершенно безразлично, вкла-дывает предприниматель прибыль в свое собственное предприятие или направляет ее полностью, а может быть, и частично на денежный рынок. С.366

Поскольку капитал является таким же носителем дохода, то владелец капитала никогда не стал бы обменивать его на блага, которые не приносят дохода, с.371

Поланьи. Ибо кто же возьмется отрицать что финансовый дефицит может поставить под угрозу частные инвестиции? Что патернализм убивает предпринимательскую инициативу? С.161

Отстранение рынка от контроля над деньгами происходит в  наши дни во всех странах. С  момента появления во всех крупных государствах «функциональных  финансов» управление инвестициями и регулирование банковского процента  стали делом правительств. С.272

Чтобы объяснить этот поразительный результат, нам следует  найти скрытый, но мощный социальный механизм, который, действуя в новых исторических условиях, смог сыграть роль, принадлежавшую прежде  королям и епископам. Этой  анонимной силой была финансовая олигархия. С. 20

Веблен. Материальное потребление дает силу стимулу, от которого неизменным образом происходит накопление. Мотив, лежащий в основе собственности, - соперничество; этот же мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности, остается действенным в дальнейшем развитии этого института и в эволюции всех черт социальной структуры, к которым собственность имеет отношение. Обладание богатством наделяет человека почетом, почет выделяет людей и делает их объектов зависти. Нельзя сказать ничего столь же веского ни о потреблении материальных благ, ни о каком-либо другом стимуле к приобретению, и в частности ни о каком стимуле к накоплению. С.75-76

Эггертсон. Самый важный новый урок, который можно извлечь из … перехода [экономических систем советского типа к рынку], связан с ограниченностью наших знаний об институциональной динамике, о путях внедрения новых социальных технологий в общество, обладающее собственными сложными институтами, в особенности же о способах обеспечения новой организации экономики. Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. С. 11. 402.

 

Часть 2.

Формирование инвестиционных отношений – это институциональная  обусловленность инвесторов в целях  получения дохода от вложенного капитала при одновременной правовой защите своих сбережений.

Инвестиционные отношения  являются результатом сложного взаимодействия между различными группами экономических агентов, характер которого формирует институциональную динамику. В процессе экономических и институциональных изменений меняется скорость социальных, информационных, технологических и интеллектуальных потоков. Поэтому экономические агенты, удовлетворяя свои экономические и институциональные интересы через систему управления подобными потоками образуют сравнительно однородные институциональные группы как на государственном, так и на корпоративном уровне. Значительное институциональное доминирование одной или нескольких групп расширяет оппортунизм, увеличивая трансакционные издержки и снижая качественную селективность инвестиционных решений.

Мотиватором любого инвестиционного  процесса выступает желание потребителей удовлетворять свои изменяющиеся потребности через улучшение институциональной структуры экономики и адаптации ее под новые условия хозяйствования и инновационные идеи.

Для экономики России сегодня очень актуальна проблема развития эффективного инвестирования. Отечественная экономика вышла из состояния трансформационного спада, вызванного сменой системы хозяйствования, но рыночная экономика до сих пор несформирована. В инвестиционной сфере нет эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции, напротив его характеризует: низкая предельная эффективность капитала, высокая предельная склонность к сбережению, отсутствие адекватной сторонами механизма институциональной системы, что выражается в неразвитости банковской системы, фондового рынка.

Кроме того, смена плановой экономики  смена плановой экономики на рыночную в силу менталитета олигархическо-чиновничьей  прослойки не обеспечила стране активизацию  инвестиционно-инновационного развития. Как сложно было создать эффективную систему хозяйствования в условиях плановой системы из-за централизованных безальтернативных решений направления использования инвестиций, так и в условиях частной собственности, которая якобы дает мотивацию и стимулы к развитию, построить эффективную социально-экономическую систему не удается. Крупный российский собственник, получивший свои богатства за счет сомнительной приватизации и объединивший свои усилия с чиновничьей бюрократией, стремится в первую очередь получить быструю прибыль и вывести за рубеж свой капитал. Ни в какой инновационной и модернизационной политике в условиях отсутствия конкуренции олигархи не заинтересованы. Прибыль в условиях формирования олигархического капитализма за счет установления монопольных цен и экономии по зарплате становится основной целью и главным интересом российского сырьевого бизнеса. В этих условиях государство остается один на один с социальными проблемами общества.

Между тем практика развитых стран  показывает, что превращение инновационно-инвестиционных ресурсов из запаса в поток – это основное условие достижения нового качества экономического роста, обеспечиваемое эффективным взаимодействием между различными институциональными структурами. Диалектическая взаимосвязь институтов и экономического роста выражается в том, что, с одной стороны, институты могут содействовать ему, с другой – тормозить или препятствовать его достижению. Если действующие в обществе институты содействуют спаду производства, закрепляют и усиливают негативные тенденции, то этот процесс будет принимать все более масштабный характер, так как институты формируют ожидания, стимулы и поведение экономических агентов, которые воспроизводятся на расширенной основе.

В свою очередь экономический рост также влияет на создание, развитие и  трансформацию институтов. Во-первых, процесс экономического роста закрепляет институты, в рамках которых он произошел. Во-вторых, он ведет к увеличению числа экономических агентов, координация действий которых требует создания качественно новых институтов, институциональных организаций. В-третьих, интенсивный рост сопровождается качественными изменениями в содержании деятельности, например, в увеличении интеллектуальной составляющей, отсюда возникает необходимость появления принципиально новых институтов, обеспечивающих ее защиту. В-четвертых, изменения отраслевой и территориальной структуры бизнеса обуславливает целесообразность создания институтов, в рамках которых может осуществляться регулирование экономического роста на макро-, микроуровнях, а также между предприятиями и заинтересованными в деятельности субъектами. В-пятых, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение доли сектора услуг ведут к изменению менталитета части населения и формированию новых неформальных институтов.

Эффективность превращения инновационных ресурсов из запаса в поток зависит не столько от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов (научных организаций, вузов, фирм и т.д.) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют с рыночными институциональными инвесторами (банками, пенсионными фондами, инвестиционными и страховыми компаниями) в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также общественными институтами (такими как ценности, нормы, право).

Количество участников инновационно-инвестиционной системы не постоянно, меняются темпы и направления инвестирования. Поэтому система не имеет четко очерченных границ, она динамична, открыта воздействию налоговой, кредитной, денежной, валютной систем, реагирует на политические изменения и присутствие иностранного капитала. В то же время инновационно-инвестиционная система относится к числу сложных систем. Ее субъекты вступают в эту сферу, преследуя разные интересы. С институциональной точки зрения, человеку выгодно подчиняться нормам, если они облегчают его взаимодействие с другими экономическим субъектами и способствуют реализации интересов. Институционализация экономических интересов закрепляет определенные виды экономического взаимодействия в различные институты, что делает эти взаимодействия не только постоянными, но и обязательными. На данной основе разрабатывается система экономических санкций и механизмов разрешения конфликтов между институциональными субъектами, которые ограничивают их экономическую свободу. Финалом институционализации экономических интересов выступает создание институционально-ролевой структуры интересов, а также организаций и учреждений. Обеспечивающих функционирование соответствующего экономического института, управление и контроль его деятельности.

В рамках сложной системы инвестирования выделяют подсистему внутреннего инвестирования. Эта система включает в себя большое количество отдельных индивидуальных инновационно-инвестиционных процессов, объединенных хозяйственными связями субъектов, организующими расширенное воспроизводство. Инновационно-инвестиционные процессы с участием государства – еще одна подсистема, которая формируется при государственном участии, через прямое финансирование инновационных проектов, через государственный заказ или долевое участие государства в различных инновационно-инвестиционных программах.

Сейчас становится ясно, что государство и рынок дополняют  друг друга. Государство предоставляет  ту институциональную базу, на которой  развиваются рынок и частная  предпринимательская деятельность. Частные же фирмы, стремящиеся получить прибыль, создают богатство, а значит, финансовые ресурсы, которые необходимы государству для выполнения возложенных на него социальных функций. Институциональные структуры развиваются на основе интегрированного механизма саморегуляции и государственного регулирования, что, с одной стороны, обеспечивает им самостоятельность выбора,  экономическую свободу, конкурентность, с другой – страхует от риска, неопределенности, снижает трансакционные издержки, то есть позволяет функциоанировать эффективнее.

В рамках рыночных отношений  проявляются такие стимулирующие  инновационно-инвестиционную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. Инновационно-инвестиционная деятельность рассчитана на долгосрочный период, а в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т.п. Кроме того, несовершенная система движения информации о новшествах, что затрудняет распространение результатов исследований и разработок, обмен новшествами и ноу-хау. Поэтому для эффективного функционирования инновационно-инвестиционной деятельности необходимо ее государственное регулирование. При этом в современном арсенале форм и методов государственного регулирования инновационно-инвестиционных процессов можно выделить ряд аспектов: нормативно-правовой, административно-организационный и экономический.

Основу нормативно-правового  регулирования составляют законы, нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, которые регламентируют развитие инновационно-инвестиционной сферы.

Информация о работе Институциональные основы инвестирования в Российской Федерации