Инвестиционная привлекательность страны и региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Инвестиционная привлекательность страны или региона - это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов: в страну или за ее рубежи.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная привлекательность страны или региона.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная привлекательность  страны или региона - это интегральный показатель, который  определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов: в страну или за ее рубежи.

На международном  уровне результаты реализации инвестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются ведущими мировыми рейтинговыми агентствами  Moody's,  Fitch и Standart & Poor's.

Инвестор оценивает  инвестиционную привлекательность  страны или региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала. Последнее означает, что он отвечает себе на естественные вопросы: можно ли работать с такими людьми, можно ли им доверять  свои деньги, прибыль, свое будущее?  Инвестиции сами по себе не работают без специалистов, без человека и человеческого капитала должного уровня и качества. И поэтому в  настоящее время основные инвестиции в развитых странах направляются именно в развитие человеческого капитала. Именно на базе высокого качества человеческого капитала любая страна, регионы и предприятия способны эффективно использовать инвестиции. В противном случае, при недостаточности человеческого капитала и его низком качестве инвестиции в промышленность дают нулевую или низкую отдачу.

Инвестиционная привлекательность  страны или региона - это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капитала.

Инвестиционная привлекательность (климат) страны или региона определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.

Инвестиционный потенциал  региона - это потенциальные возможности  региона к развитию экономики.

Инвестиционный потенциал  учитывает готовность региона к  приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами. Он включает следующие составляющие - частные потенциалы:

- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная  обеспеченность балансовыми запасами  основных видов природных ресурсов);

- трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

- производственный (валовой  региональный продукт);

- инновационный (уровень  развития фундаментальной, вузовской  и прикладной науки с упором  на внедрение ее результатов  в регионе);

- институциональный  (степень развития институтов рыночной экономики);

- инфраструктурный (экономико-географическое  положение региона и его инфраструктурная  обеспеченность);

- финансовый (объем  налоговой базы и прибыльность  предприятий региона);

- потребительский  (совокупная покупательная способность населения региона).

Инвестиционный риск - это вероятность (возможность) потери капитала. 

Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.

Интегральный риск или просто инвестиционный риск рассчитывают по составляющим:

- экономический риск (тенденции в экономическом развитии  региона);

- финансовый риск (степень сбалансированности регионального  бюджета и финансов предприятия);

- политический риск (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

- социальный риск (уровень социальной напряженности);

- экологический риск (уровень загрязнения окружающей  среды, включая радиационный);

- криминальный риск (уровень преступности в регионе  с учетом тяжести преступлений);

- законодательный  риск (юридические условия инвестирования  в те или иные сферы или  отрасли, порядок использования  отдельных факторов производства). При расчете этого риска используется совокупность федеральных и региональных законов и нормативных актов относительно инвестиций.

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных  видов потенциала и частных рисков.

Потенциал региона - это доля региона в общем потенциале России.

Относительный уровень  риска региона определяется по отношению  к усредненному российскому риску.

Неточности анализа  интегрального потенциала и интегрального  риска регионов по данной методике связаны в основном с определением весов (долей) составляющих потенциала и риска.

Инвесторы особое значение придают трудовому и потребительскому потенциалам (это показали опросы). Т. е. их интересует в первую очередь  качество местного труда и возможность  расширения производства и продаж товаров.

    Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Так, например, в учебнике «Международное движение капитала» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций»1. При таком подходе понятие «инвестиционный климат» сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат.

    На  наш взгляд, более корректно понятие  «инвестиционный климат» определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Они рассматривают инвестиционный климат как «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала»2. При таком подходе характеристика инвестиционного климата должна состоять из двух составляющих: оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в регион, и оценки рисков инвестирования.

    Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяют инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах). Основой же инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков.

    К факторам, благоприятствующим притоку  инвестиций в ту или иную страну, относят:

    ¨ высокий потенциал внутреннего рынка;

    ¨ высокую норму прибыли;

    ¨ низкий уровень конкуренции;

    ¨ стабильную налоговую систему;

    ¨ низкую стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

    ¨ эффективную поддержку государства.

    К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционный климат в стране относятся:

    ¨ политическая нестабильность в стране;

    ¨ социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);

    ¨ высокий уровень инфляции;

    ¨ высокие ставки рефинансирования;

    ¨ высокий уровень внешнего и внутреннего долга;

    ¨ дефицит бюджета;

    ¨ пассивное сальдо платежного баланса;

    ¨ неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

    ¨ высокие трансакционные издержки.

    Законодательная и исполнительная власти России в  последнее десятилетие занимают активную позицию по укреплению и повышению инвестиционного климата в стране посредством заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений, исключения двойного налогообложения, составления концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, образовании зон особого экономического статуса и т. п.

    Инвестиционный  климат по-разному оценивается отечественными и зарубежными инвесторами. Для  оценки инвестиционной привлекательности  страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ (ownership-specific advantages-location-specific variables-internalization advantages-OLI), разработанная Дж. Даннингом и носящая название «эклектической парадигмы»3.

    Данная  концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности:

    ¾ сравнительных преимуществ компаний страны;

    ¾ наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли);

    ¾ преимущества интернализации ¾ наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции.

    Первая  и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризуют  особенности компаний, вторая ¾ особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования или продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны.

    Учитывая  значительные как экономические, так и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или иным аспектам функционирования национальных экономик зачастую сложно. Для стран с переходной экономикой, развивающихся стран часто используется метод «Бери-индекса» ¾ синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих инвестиционной привлекательности либо инвестиционного климата. В дальнейшем осуществляется ранжирование стран в соответствии с набранными баллами. Безусловно, данный метод в значительной мере подвержен субъективным мнениям экспертов. В особенности это касается оценки всевозможных рисков, и прежде всего политических рисков.

    Следует указать на то, что вопросами оценки политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию под названием Political Risk Services Group, Inc., которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник «International Country Risk Guide». Политический риск определяется ими исходя из оценки политической стабильности и демократического характера ее политической системы.

    Оценку  инвестиционного климата страны постоянно осуществляют многие известные  консалтинговые компании. Среди них  и компания «А. Т. Керни», которая ежегодно публикует индекс инвестиционного доверия (FDI Confidence Index). При определении этого показателя используются данные опроса 10 000 крупнейших транснациональных компаний мира, входящих в список «Global 10 000», размещенных в 41 стране мира, представляющих 24 отрасли мировой экономики, имеющих совокупный годовой доход более 18 трлн долл.4

Информация о работе Инвестиционная привлекательность страны и региона