Финансирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос и мун фин.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное

образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет

при Правительстве  Российской Федерации»

(Воронежский  филиал)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине 

«Государственные  и муниципальные финансы»

 

 

на  тему: «Финансирование  социальной сферы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил: студентка 4 курса

                                           факультета  МиМ

                                                специальность ГМУ

                                          группы дневной

                                 Бокова Н.П

                                             № л.д.09мгб01341

                                                          Проверил: Спесивцев В.А

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………................3

Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5

           1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5

          1.2.Основные направления государственной социальной политики и  социального  обеспечения…………………………………………….............7

           1.3.Управление финансами  в отраслях социальной  сферы……………….11

Глава 2. Основные источники  финансирования социальной  сферы……………16

           2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16

Заключение…………………………………………………………………………24

     Список литературы………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Актуальность темы курсовой работы. Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.

Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.

Серьезной проблемой  в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы  в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние годы.

Следующей проблемой  является то, что пока не удалось  построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства.

Поэтому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной и имеет большое практическое значение, в том числе для социально-экономического развития регионов.

В настоящее  время регионы РФ находятся в  неравном положении в области  развития социальной сферы.

Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.

Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .

Поставленная  цель определила следующий круг задач:

-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;

-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;

     -проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;

-проанализировать источники финансирования социальной сферы

-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;

-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .

Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу.

 

 

 

 

     Глава 1. Социальная сфера.

 

1.1. Характеристика  социальной сферы.

 

Социальную сферу  образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.[11,240]

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать  процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

     Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная  власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

  Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.

Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:

-задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;

-создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда;

-необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;

-задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;

-задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.

Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:

-создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;

-усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения;

-осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;

-реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;

-формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.[7,66]

 

 

1.2. Основные  направления государственной социальной  политики и социального обеспечения.

 

     Государственная  социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

      Государство, проводя социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.

  Социальные  стандарты являются средством  обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

   Стандарты разрабатываются  на единой правовой базе, общих  методических принципах. Они используются  при формировании бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов до  утверждения государственных минимальных стандартов.

Потребительские бюджеты  служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев  населения. Также минимальной потребительский  бюджет используется для расчета  минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ[10,256].

                                                                                                                   Таблица 1.

Минимальный размер оплаты труда за период 2006-2009год (в рублях)

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

800,0

1100,0

2300,0

4330,0


 

Сейчас минимальный  размер оплаты труда составляет 4330,0 рублей.[8,187] 

     Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита.

К объектам социальной защиты относят следующие категории  граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что  часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный.

     По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим  детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей  – сирот; 6) государственное обеспечение  заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.[9,190]

Информация о работе Финансирование социальной сферы