Стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле, а также изучение роли налогов в формировании доходной части бюджетов, как главного источника бюджетных поступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………………………....3
2. Стадии бюджетного процесса………………………………………………..7
2.1 Составление проекта бюджета……………………………………….7
2.2 Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете……………………………………………………………….. 10
2.3 Исполнение бюджета…………………………………………………16
2.4 Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета……..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………...................................

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система контрольная.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....2

1. Понятие бюджетного процесса  и его принципы…………………………....3

2. Стадии бюджетного процесса………………………………………………..7

2.1 Составление проекта бюджета……………………………………….7

2.2 Рассмотрение проекта бюджета.  Утверждение бюджета, принятие  закона о бюджете……………………………………………………………….. 10

2.3 Исполнение бюджета…………………………………………………16

2.4 Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета……..19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………...................................23

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время  утверждения проекта бюджета  разворачивается настоящая война  за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как  министерства и исследовательские  институты, так и государственные  предприятия, и частный сектор.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло  преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям  времени.

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения  бюджетов в их периодическом цикле, а также изучение роли налогов  в формировании доходной части бюджетов, как главного источника бюджетных  поступлений.

1. Понятие бюджетного  процесса и его принципы

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией  правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс – регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько  другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так  как именно отчет об исполнении бюджета  является обратной связью в бюджетной  деятельности государства.1

В рамках бюджетного процесса имеется  несколько ключевых понятий. Понятие  бюджетного года - это календарный  год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период – это время, в  течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода  и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный  год, бюджетный год равен всего  одной стадии бюджетного периода.2

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно изменяются потребности  в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в  зависимости от того, как будет  развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.3

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление  материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В основе бюджетного процесса лежат  определенные принципы, соблюдение которых  дает возможность изначально правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

  1. единства бюджетной системы;
  2. принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
  3. принцип самостоятельности;
  4. сбалансированности;
  5. гласности;
  6. достоверности;
  7. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той или  иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.4

Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов  исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся  примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они  рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет  об исполнении бюджета - в этом и  выражается последовательность).

Принцип ежегодности бюджета – бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный  процесс, процедура абсолютно публичная  и гласная, бюджет обсуждается в  представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость  опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также  закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта  бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Принцип специализации бюджетных  показателей - он основан на бюджетной  классификации, на документе, который  группирует все доходы и расходы  бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация  РФ входят:

    • классификация доходов бюджетов РФ;
    • функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
    • экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
    • классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    • классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
    • классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
    • ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.5

 

 

2. Стадии бюджетного  процесса

2.1 Составление проекта  бюджета

Стадии бюджетного периода имеют  строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок  изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в  размерах финансирования, но стадий это  не касается. Бюджет разрабатывается  снизу вверх, а утверждается сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут  быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. В науке финансового права  высказывается и другая точка  зрения, согласно которой процесс включает в себя четыре стадии прохождения бюджетов в их циклическом развитии.

Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению  проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором  определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ).6

Всю практическую работу по составлению  проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению  до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

Информация о работе Стадии бюджетного процесса