Средства финансовой помощи местному бюджету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы:
Таким образом, если обратиться к данным Минфина России за 2007 год, 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% – с дефицитом и только 5% сбалансированы. Однако и профицит – не признак переизбытка средств, а следствие некорректного подсчета: субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться. Перед государством встает проблема обеспеченности муниципального уровня для нормального функционирования. Данная проблема является актуальной в настоящие время и необходимо найти пути её решения.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОтовая работа по МП.docx

— 32.75 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: Средства финансовой помощи местному бюджету.

Введение

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года впервые закрепила положение  о создании в Российской Федерации  местного самоуправления, не входящего  в систему органов государственной  власти. Таким образом, было положено начало формированию в Российской Федерации  нового уровня публичной власти, основной задачей которого является решение  вопросов местного значения исходя из интересов местного населения.

 Как известно осуществление  любой публичной власти требует  определенных финансовых затрат. Авторами Конституции РФ предполагалось, что система органов местного  самоуправления, как независимый  уровень публичной власти будет  располагать финансовыми средствами, которые покроют в полном объеме  расходы. 

 Однако, как мы видим  на практике органам местного  самоуправления не хватает своих  финансовых  средств для самостоятельного  функционирования. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов.

Актуальность  данной работы:

Таким образом, если обратиться к данным Минфина России за 2007 год, 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% – с дефицитом и только 5% сбалансированы. Однако и профицит – не признак переизбытка средств, а следствие некорректного подсчета: субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться.  Перед государством встает проблема обеспеченности муниципального уровня для нормального функционирования. Данная проблема является актуальной в настоящие время и необходимо найти пути её решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Местный  бюджет

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Местный бюджет  (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления1. Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.

Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям:

  1. налоги,
  2. неналоговые поступления
  3. доходы от собственной хозяйственной деятельности
  4. муниципальный кредит.

 Доходы местных бюджетов формируются на территории муниципального образования. В соответствии со ст.55 ФЗ от 6 октября 2003 года № -131 и ст. 47 БК к собственным доходам бюджетов относятся следующие источники доходов РФ:

  1. Местные налоги и сборы
  2. Законодательно закрепленные доли федеральных и региональных налогов
  3. Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  4. Средства самообложения граждан
  5. Часть прибили муниципальных предприятий
  6. Часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями
  7. Штрафы, установление которых по закону отнесено к компетенции органов МСУ
  8. Добровольные пожертвования
  9. Иные поступления в соответствии с федеральными (региональными) законами и решениями органов местного самоуправления 

Рассмотрим некоторые  пункты источников доходов местного бюджета.

Местные налоги и  сборы

Группа местных налогов и сборов, введение которых предопределено Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и не требует подтверждения со стороны органа местного самоуправления, небольшая по численности. Однако эти налоги из числа местных наиболее социально и экономически значимые. Они охватывают широкий круг налогоплательщиков и регулируются особыми законами РФ.

Налоги на имущество  физических лиц

Закон РФ 4О налогах на имущество физических лиц» был принят,9 декабря 1991 г. До него в советский  период действовало налогообложение  принадлежащего гражданам имущества  лишь по отдельным его видам, в  сущности единичным: это налоги с  владельцев строений и с владельцев транспортных средств. До 50--60-х гг. существовали налоги и с владельцев скота. К  этой же группе налогов отнесено и  налогообложение земли (платеж именовался земельной рентой). В силу незначительности перечня объектов налогообложения не применялось обобщающего их наименования, не существовало и общего нормативного акта, регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

Особенность имущественных  налогов состоит в том, что  их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода. Объектами налогообложения являются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Характеризуя  средства самообложения  граждан, необходимо отметить, что в  соответствии со ст.56 131-ФЗ под ними понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

В соответствии с федеральным  законом "О финансовых основах  местного самоуправления" к доходам  местных бюджетов относятся также  доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней  и закрепленные за муниципальными образованиями  на постоянной основе:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.

Однако эти нормы в  настоящее время не выполняются. Так, в соответствии с законами о  федеральном бюджете в 2001-2002 гг. НДС  полностью поступает в этот бюджет и субъекты Федерации не в состоянии  выполнять нормативы по этому  налогу перед местными бюджетами.

 

 

Глава 2 Доходы местных  бюджетов, полученные из других уровней.

 Так как органы местного  самоуправления не могут самостоятельно  обеспечивать нормальное функционирования  муниципального образования, то  доходы местных бюджетов пополняются  с помощью полученным средств из бюджетов других уровней.

Такие средства как:

  1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  2. Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований
  3. Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов муниципальных образований
  4. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными (региональными) законами
  5. Субвенция
  6. Иная финансовая помощь

 

Дотация как средство финансовой помощи местному бюджету

Статьями 136-138 БК РФ и ст. 60,61 ФЗ от 6 октября 2003 г. регламентируется дотация, как средство выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных  образований.

Дотация – это средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня  (федерального или бюджета Федерации) без целевого назначения на безвозвратной основе. Органы местного самоуправления используют финансовые средства, полученные в  форме дотаций, по своему усмотрению и не обязаны отчитываться об использовании этих средств.

 В качестве размера  определения размера дотации  служит уровень бюджетной обеспеченности  на одного жителя соответствующего  муниципального образования. 

Порядок определения дотаций  на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, исходя из бюджетной обеспеченности на одного жителя муниципального образования, достаточно прост и прозрачен, что  позволит избежать повторения существующей негативной практики  распределения  дотаций, исходя из индивидуальных переговоров  между руководством муниципального образования и финансового органа соответствующего субъекта РФ.2

 

Субсидии, как  средства финансовой помощи местному бюджету

Субсидия – это средства, направляемые на нужды муниципального образования из бюджета РФ, или бюджета субъекта РФ, или бюджета муниципального района, на нужды поселения на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии, истраченные не по назначению или не использованные в срок, подлежат возврату в соответствующие бюджеты.

Федеральный закон "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 62) предусматривает  возможность предоставления иных средств  финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Основными из них являются фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов.

Фонд муниципального развития - образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации  фонд для предоставления местным  бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований.

Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных  образований, которым предоставляются  указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном региональными  законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распределение субсидий из фонда  муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом  субъекта Российской Федерации о  бюджете на очередной финансовый год.

Фонд софинансирования социальных расходов - образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации фонд для предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований.

Целевое назначение, условия  предоставления и расходования указанных  субсидий устанавливаются законом  субъекта Российской Федерации. Отбор  муниципальных образований, которым  предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями  осуществляются по единой методике, утверждаемой региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными и  региональными законами, бюджетам муниципальных  образований может быть предоставлена  иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации в формах, предусмотренных  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

Порядок предоставления субвенций  местным бюджетам на осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий урегулирован в ст. 63 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенция, как  средство финансовой помощи местному бюджету

Субвенция – это средства, предоставляемые конкретному бюджету  муниципального образования на конкретные цели и на определенный срок. В случае неиспользования субвенция подлежит возврату в соответствующий бюджет.

Субвенции бывают: из федерального или регионального бюджета и  уровня местных бюджетов.

Субвенции из федерального или регионального бюджета –  это финансовые средства, предоставляемые  местным бюджетам из бюджета федерального уровня (государственного фонда компенсаций) или бюджета уровня субъекта РФ (региональный фонд компенсаций)

Информация о работе Средства финансовой помощи местному бюджету