Содержание и значение бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть содержание и значения бюджета государства.
Достижение цели предполагается осуществить через ряд поставленных задач:
рассмотреть бюджет и его функции;
выявить взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы;
проанализировать бюджет как инструмент общегосударственного контроля.

Содержание

Введение
3
1.Бюджет как экономическая категория, функции бюджета
4
2.Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы

7
3.Бюджет как инструмент общегосударственного контроля
9
Заключение
12
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Бюджетная система.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)


3

 

Содержание

 

Введение

3

1.Бюджет как экономическая категория, функции бюджета

4

2.Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы

 

7

3.Бюджет как инструмент общегосударственного контроля

9

Заключение

12

Список литературы

13

 

 


Введение

 

Тема работы определена как: «Содержание и значение бюджета государства». 

Актуальность темы исследования заключается в том, что бюджет является неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Исходя из этого, важно хорошо знать природу государственного бюджета, особенности его формирования и функционирования, способы использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Цель работы – рассмотреть содержание и значения бюджета государства.

Достижение цели предполагается осуществить через ряд поставленных задач:

рассмотреть бюджет и его функции;

выявить взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы;

проанализировать бюджет как инструмент общегосударственного контроля.

 


1.Бюджет как экономическая категория, функции бюджета

 

Бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (статья 6)[1].

Понимание бюджета как системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий «бюджет», «бюджетный план» и «бюджетный фонд», определив их соотношение друг с другом.

При употреблении слова «бюджет» на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году.

В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации[1].

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие функции[1]:

перераспределение ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение  ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

образование доходов бюджета;

использование бюджетных средств.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Контрольная функция  бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

2.Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы

 

В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.

В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона.

Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти.

Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако, оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет».

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является.

Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику[1].

3.Бюджет как инструмент общегосударственного контроля

 

Бюджет является неотъемлемым атрибутом государства, одновременно он является фундаментальным его носителем. Ведь именно через государственный бюджет происходит централизация средств, которая дает возможность маневрировать последними, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе. Это обусловлено тем, что его функционирование определяет количественные и качественные параметры как воспроизведенного процесса, так и социально-экономических явлений, а также конечные результаты деятельности субъектов хозяйствования. Более того, бюджет тесно связан со всеми звеньями финансовой системы.

Учитывая, что такая система - это совокупность отдельных, но взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, которые возникают в разных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения ВВП с целью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для расширенного воспроизводства, бюджет выступает соответствующим резервуаром: с одной стороны, поглощение средств, с другой - их субсидирование[1].

Вхождение в рыночные структуры объективно требует укрепления государственного бюджета как основного рычага эффективного развития экономики страны, которая стремится к социально ориентированным основам.

Бюджет активно влияет на формирование и усовершенствование социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь оказывает содействие или тормозит развитие производства.

При развертывании рыночных отношений особого значения приобретает бюджет для регуляции структуры финансовых ресурсов секторов экономики, предприятий разных форм собственности, процессов приватизации и их использования. Через систему платежей и методы финансирования бюджет оказывает непосредственное влияние на платежеспособность и мобилизацию внутрихозяйственных резервов субъектов хозяйствования.

Если сметы, бизнес-планы отдельных хозяйственных структур обслуживают индивидуальный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, то бюджет опосредствует кругооборот всех общественных фондов. Перераспределение средств в общегосударственном масштабе - необходимое условие обеспечения кругооборота фондов, который оказывает содействие достижению соответствующих пропорций и темпов структурных воспроизводств. Из потребностей процесса воспроизводства объективно возникает необходимость общегосударственных финансов и использования через государственный бюджет централизованного чистого дохода[1].

Информация о работе Содержание и значение бюджета государства