Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной политики государства и механизмы ее реализации.
Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы
1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6
1.2 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14
1.3 Административные методы регулирования денежно – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30
Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан
2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32
2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35
2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38
Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан
3.1 Современная банковская система Республики Башкортостан……………44
3.2 Пути улучшения и перспективы развития денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Основные теоретические и правовые аспекты денежно-кредитной системы

1.1 Понятие,  сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы………………………………………….…………….………6

1.2 Основные  инструменты и методы денежно-кредитной политики…….......................................................................................…………..14

1.3 Административные  методы регулирования денежно  – кредитной сферы……………………………………………………………………...……...30

Глава 2 Анализ действия механизмов денежно-кредитной политики на примере Республики Башкортостан

2.1 История создания банковской системы в РБ………………………...…….32

2.2 Общая организация банковской системы в РБ…………………………….35

2.3 Денежно-кредитная и банковская системы РБ…………………………….38

Глава 3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан

3.1 Современная  банковская система Республики  Башкортостан……………44

3.2 Пути  улучшения и перспективы развития  денежно – кредитной системы………………………………………………………………………….46

Заключение……………………………………………………………………….56

Список  литературы………………………………………………………………61 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      

     Под денежно-кредитной политикой государства  понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

    Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

    Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

    Отцом кредитно-денежной политики признан  Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.

    Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться  успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

    Целью дипломной работы является анализ денежно-кредитной  политики государства и механизмы  ее реализации.

     Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть динамику и структуру денежно-кредитной политики;
  • Исследовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
  • Проанализировать основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Башкортостан, и отметить пути улучшения в развитии денежно-кредитной системы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 

     1.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной системы

     Теории  спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной  основой для проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

     «Под  денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики» [11; с. 3].

     Денежно-кредитная  политика служит одним из важнейших  методов вмешательства государства  в процесс воспроизводства. Современные экономические словари и глоссарии дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики.

     Денежно-кредитная  политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются учетная политика, операции на открытом рынке, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

     Денежно-кредитная  политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста» [19; с. 6].

     «Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства» [16; с. 9].

     В российской практике, согласно статье 45 федерального закона «О Центральном Банке (Банке России)», Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год [3; с. 4].

     Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации.

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

     Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  принимает соответствующее решение  не позднее принятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год.

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России                 (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

     Банк  России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или  несколько процентных ставок по различным  видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки [3; с. 12].

     Главной функцией государства в макроэкономической сфере является предложение денег  и регулирование денежной массы в стране. Цели и средства, с помощью которых государство осуществляет эту функцию, составляют содержание денежно-кредитной политики.

     Основные  цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

     Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики  государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов  и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

     В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной  политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Башкортостан