Государство - субъект власти и субъект управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является обоснование государства, как субъекта власти, так и субъекта управления экономикой.
Объектом изучения является государство и система государственного управления экономикой.
Предметом является реализация государственной власти через процессы управления обществом, прежде всего, социально – экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Государство - особая форма политической и правовой организации общества………………………………………………………………………...
2. Государство как субъект управления экономикой………………………..
3. Тесты…………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Система государственного управления.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение………………………………………………………………………..

1. Государство  - особая форма политической и  правовой организации общества………………………………………………………………………...

2. Государство  как субъект управления экономикой………………………..

3. Тесты…………………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………

3

 

4

12

16

17

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Вне зависимости  от господствующих экономических доктрин  никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.

Целью данной работы является обоснование государства, как субъекта власти,  так и субъекта управления экономикой.

Объектом изучения является государство и система  государственного управления экономикой.

Предметом является реализация государственной власти через процессы управления обществом, прежде всего, социально – экономических отношений.

Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики.

 

 

  1. Государство - особая форма политической и правовой организации общества

Огромная роль государства и его способность  регулировать некоторые экономические  процессы зависит от связи экономики  и политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Проанализировав сущность государства, выделим теперь его характерные признаки. Государство – это организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:

  1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
  2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти, народа.
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
  4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
  5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, налоговая полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
  6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
  7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда государство могло бы обходиться без права, а право – без государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в обществе.

Говоря о соотношении  государственной власти и государства  в широком смысле, государственную  власть следует рассматривать в  качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.  В структуре  государственной  власти,  если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, средства и методы осуществления власти.

Субъекты власти –  это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Объекты власти – это  подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят  отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.    Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.

Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

Наконец, методы осуществления  власти – это те приемы, которые  использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных.

Форма государственного правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма правления  показывает:

- как создаются  высшие органы власти в государстве;

- их структуру;

- какие принципы  лежат в основе взаимодействия между государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;

- в какой  мере организация органов государства  позволяет обеспечивать права  и свободы граждан;

На сегодняшний  день выделяют 2 формы правления:

Монархия - это  форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Виды монархии:

  1. Абсолютная монархия - характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).
  2. Конституционная монархия делится на два вида:

Дуалистическая  монархия (начало XXв.). Она характеризуется определенными признаками:

- правление  осуществляет монарх и парламент,  которые делят между собой  государственную власть;

- монарха от парламента  в сфере исполнительной власти;

- полномочия парламента, сильно урезанных монархом

-монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентская монархия - это форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Признаки парламентарной монархии:

- ограниченность  власти монарха не только в  области законодательства, но и  в сфере государственного управления  и контроля над правительством;

- отсутствие  фактической ответственности министров  и правительства перед монархом;

- центральное  место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Республика  – это форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти либо избираются непосредственно  народом, либо формируются общенациональными  представительными учреждениями (парламентом).

Республика бывает 3 видов:

  1. Президентская республика - это форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).

Особенностью  является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.

  1. Парламентская республика - предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

Правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.).

  1. Смешанная республика  - этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция).

Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на Президента Российской Федерации как главу государства; Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющее законодательную власть; Правительства, осуществляющее исполнительную власть; суды (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным конституционным законом), которые осуществляют судебную власть в Российской Федерации. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких  частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое  положение этих частей и каковы  взаимоотношения этих органов;

- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.

 

Различают 3 основные формы государственного устройства:

  1. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику.

На местах действуют  государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Парламент – однопалатный .

Унитарное государство  отличается сильной президентской  властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти. Унитарными являются большинство современных  государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

  1. Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
  2. Конфедерация - форма государственного устройства,  добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

Информация о работе Государство - субъект власти и субъект управления экономикой