Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:22, доклад

Краткое описание

Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:
1) президентский контроль;
2) контроль органов законодательной (представительной) власти;
3) контроль органов исполнительной власти;
4) судебный контроль.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный контроль и его виды.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль и его виды

Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также  разграничения предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие  виды государственного контроля: 
1) президентский контроль; 
2) контроль органов законодательной (представительной) власти; 
3) контроль органов исполнительной власти; 
4) судебный контроль. 
Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. 
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. 
1. Президентский контроль. Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. 
Он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил. 
Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ. 
Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов. 
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями) <*> определены полномочия Президента по обеспечению законности в случаях, когда этими органами принимаются нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если эти нарушения законности своевременно не устраняются, Президент в зависимости от фактических обстоятельств и в порядке, установленном названным Законом, выносит предупреждение законодательному (представительному) органу или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его роспуске, выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Федерации или отрешает его от должности. По представлению Президента РФ законодательными органами субъектов Федерации избираются высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа) субъекта Федерации - президенты, губернаторы и др. 

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично  и через соответствующие президентские  структуры, прежде всего Администрацию  Президента. 
Контрольное управление как подразделение Администрации Президента: 
организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; 
при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; 
по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. 
Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности <*>..

Главные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельностью; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность. 
Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Полномочный представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Он наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит ему свои предложения. По предложению полномочного представителя Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента также вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда. 
Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

 

 

Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным  статусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, гаранта прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных конт льных полномочиях. 
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах: 
- непосредственный контроль Президента Российской Федерации; 
- президентский контроль через соответствующие президентские структуры. 
Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб, назначает представителей в иностранных государствах. Высшее командование Вооруженных Сил и других. 
Согласно ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. 
Вторая форма президентского контроля осуществляется через соответствующие президентские структуры, где значительную роль в осуществлении контроля играет Администрация президента Российской Федерации. В соответствии с Положением об Администрации Президента Российской Федерации от 29.01.96 она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. 
Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации осуществляет Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.03.96.  
В соответствии с названным Положением Главное контрольное управление осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Контроль органов  законодательной власти 
В единую систему органов государственной власти РФ входят Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. 
Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента с введением военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президента вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции). 
К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся; дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Контроль в системе  исполнительной власти. 
К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти. 
Правительство согласно ст. 114 Конституции осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными органами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. 
Контрольные полномочия представляют собой одно из важнейших направлений деятельности всех федеральных органов исполнительной власти. Так, например, контроль в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции и Министерство внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов. 
При проведении контроля органы исполнительной власти используют разнообразные методы — проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати, проверяют жалобы граждан, акты управления и т.д.

 

 

Президентский контроль в сфере государственного  управления, в

соответствии со ст. 80 Конституции РФ, обусловлен конституционным статусом Президента как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский  контроль может осуществляться в двух основных формах: непосредственный контроль Президента иопосредованный контроль через соответствующие президентские структуры.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства  РФ и других федеральных органов  исполнительной власти, а также при  назначении должностных лиц, в частности, председателя Правительства РФ, его  заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных  Сил, а теперь – и при представлении  кандидатур губернаторов законодательным  органам субъектов РФ.

Президент РФ имеет  возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п. 1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль через  соответствующие структуры может  осуществляться, в частности:

а) главным контрольным  управлением Администрации Президента;

б) полномочным представителем Президента в федеральных округах;

в) Управлением Администрации  Президента по работе с обращениями  граждан;

г) Комиссией при  Президенте по правам человека и др.

 

 

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка. 
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Информация о работе Государственный контроль и его виды