Бюджет как многоаспектное понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Бюджет как многоаспектное понятие (экономическая категория,
правовой акт и финансовый план)………………………………………….4

Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее организации на современном этапе…………………………………………………………6

Виды бюджетов……………………………………………………………...8

Доходы федерального бюджета, их состав и структура …………….10

Расходы федерального бюджета, их состав и структура……………11

Заключение…………………………………………………………………...13

Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное право,контрольная работа на тему Бюджетное устройство.docx

— 28.21 Кб (Скачать файл)

 

                                                    Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Бюджет как многоаспектное понятие (экономическая категория, 
    правовой акт и финансовый план)………………………………………….4

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее организации на современном этапе…………………………………………………………6

 

  1. Виды бюджетов……………………………………………………………...8

 

  1. Доходы федерального бюджета, их состав и структура …………….10

 

  1. Расходы федерального бюджета, их состав и структура……………11

 

Заключение…………………………………………………………………...13

 

Список используемой литературы………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный бюджет как  явление в истории человеческого  общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм  не знал единого документу, который  объединял бы все доходы и расходы  государства). Его появление связано  с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета  многогранное, и в частности, оно  состоит в том как законодательный  орган утверждает объемы доходов  и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители  реализуют волю народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджет как многоаспектное понятие (экономическая категория, правовой акт и финансовый план)

 

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Бюджет является исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, финансового и юридического (правового) аспектов.

Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует  финансовых ресурсов, а удовлетворяются  государственные потребности в  денежной форме. Таким образом, экономическая  сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

По организационной форме  бюджет представляет собой финансовый план.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их покрытия.

Это основной финансовый план, имеющий силу закона. Бюджет доминирует среди всех остальных финансовых планов, то есть все остальные финансовые планы своими отдельными разделами  связываются с бюджетом.

Правовое значение бюджета  определяет юридическое выражение его как правового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.

В соответствии с БК РФ федеральный  бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта РФ — в форме закона субъекта РФ, местный бюджет — в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования. Однако данная норма не разграничивает сам бюджет и закон (правовой акт) о его утверждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее организации на современном этапе

 

 

До 1991 года бюджетная система  России была чрезвычайно централизованной и унитарной. Важным этапом в реорганизации  бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В законе устанавливались  принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок  организации бюджетного процесса на республиканском уровне. Важным этапом в нормативном регулировании  бюджетных правоотношений явился закон  «Об основах бюджетных прав и  прав по  формированию и использованию внебюджетных фондов», который был принят в 1993 г. Этот закон определил права субъектов РФ и местных образований на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Этот закон установил общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджетов на региональном уровне. Следующий этап – принятая в 1993 конституция РФ, которая закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Это потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы и необходимость разработки принципов бюджетного федерализма (разграничение полномочий между органами власти всех уровней в бюджетной сфере). Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходование бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

  1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней.
  2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.
  3. Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивание доходов всех звеньев бюджетной системы.
  4. Наличие единых для каждого звена бюджетной системы методов регулирования бюджетного процесса.
  5. Самостоятельности и равноправия каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны, основанного на принципах функционирования бюджетной системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         3.Виды бюджетов

 

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и 
бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области  включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские  бюджеты районных городов, расположенных  на территории района.

Составление консолидированных  бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.Изменения, внесенные данным законом, вступают в силу с 1 января 2005 года.

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как "минимальные государственные социальные стандарты" и "минимальная бюджетная обеспеченность".

Минимальные государственные  социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Доходы федерального бюджета, их состав и структура

 

Основной источник доходов - это налоги.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги выполняют две  основные функции:

·фискальную;

·регулирующую. 

 

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

К неналоговым доходам относятся:

·доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

·доходы от приватизации;

·доходы от внешнеэкономической  деятельности;

·доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

Основное направление  государственной политики в области  налоговой реформы состоят в  построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов  и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом  Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

 

5.Расходы федерального бюджета, их состав и структура

 

Каждая группа расходов функционального  назначения делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят  из текущих расходов и затрат капитального характера.

Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко  сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего  на централизованные капитальные вложения.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

·достижение максимального  эффекта при минимуме затрат;

·целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

·предоставление бюджетных  средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования  ранее отпущенных ассигнований;

·безвозвратность бюджетных  ассигнований.

В области расходов бюджета  имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

·сокращение числа федеральных  целевых программ для обеспечения  концентрации бюджетных средств  на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;

·снижение расходов на содержание госаппарата;

·продолжение децентрализации  инвестиционного процесса с расширением  практики государственно-коммерческого  финансирования проектов;

·повышение эффективности  использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

·снижение дотаций отдельным  отраслям;

·усиление контроля за использованием бюджетных средств;

·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

 

Бюджет  государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления - до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходнойстатье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы.

Информация о работе Бюджет как многоаспектное понятие