Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово - хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план. В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия учетной политики 4
1.1.Понятие и состав учетной политики. 4
1.2. Формирование учетной политики 6
1.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ". 13
Глава 2. Учетная политика организации для целей управленческого учета 18
2.1. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета 19
2.2. Выбор техники, формы и организации управленческого учета. 26
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1 Основные понятия учетной политики.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования  нематериальных активов не может  превышать срок деятельности организации.

В соответствии с МСФО №38 срок полезной службы нематериальных активов может составлять более 20 лет (п.11). В п.84 МСФО №38 указывается, что «срок полезной службы нематериального  актива может быть очень большим, но всегда имеющим предел».

 

По  материально – производственным запасам основным элементом учетной политик является выбор способа (метода) оценки израсходованных МПЗ. ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» и НК РФ разрешают отражать в учете израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и т.д.), используя методы оценки запасов по:

  • Себестоимости каждой единицы;
  • Средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;
  • Себестоимости первых по времени закупок партий материальных активов (метод ФИФО);
  • Себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО)

В международной практике помимо вышеназванных используют следующие методы (способы):

  • ХИФО;
  • ЛОФО;
  • Перманентной переоценки;
  • По твердым ценам;
  • По ценам концерна;
  • По ценам приобретения;
  • По ценам дня;
  • По учетным ценам.

При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует  принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

По покупным товарам элементом  учетной политики является выбор  метода их оценки, при этом целесообразно  за основу принять соответствующие  положения финансового и налогового учета.

В соответствии с п.6 и 13 ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» затраты по заготовке и  доставке товаров до центральных  складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включаться:

  • В стоимость приобретенных товаров;
  • В состав расходов на продажу;

Организации розничной торговли могут оценивать  товары (п.13 ПБУ 5/01) по:

  • Продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
  • Стоимости приобретения;

Налоговым кодексом (ст.268) предусмотрена оценка приобретенных товаров одним из следующих методов:

  • По методу ФИФО;
  • По методу ЛИФО;
  • По средней стоимости;
  • По учету единицы товара.

По  учету затрат на производство и выпуска продукции элементами учетной политики являются:

  • Определение центров затрат;
  • Установление контролируемых расходов по каждому центру затрат;
  • Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат;
  • Выбор способа группировки затрат и их списания;
  • Выбор перечня статей калькуляции;
  • Выбор способа оценки незавершенного производства;
  • Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции;
  • Выбор трансфертных цен;
  • Выбор варианта сводного учета затрат на производство;
  • Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов;
  • Выбор способов распределения косвенных расходов между объектами учета и калькулирования;
  • Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Определение центров  затрат зависит от организационных, технологических и ряда других особенностей организации, а также целей управленческого учета. При установлении перечня центров затрат должно быть обеспечено оптимальное соотношение затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля по каждому центра затрат.

Выбор ответственных  за расходы по каждому центру затрат зависит от принятой системы управления затратами и уровня соответствующих центров затрат.

В центрах затрат первого  уровня управления затратами ответственность  за них обычно возлагается на исполнителей соответствующих работ. На уровне организационных  единиц ответственными за расходы обычно признаются руководители этих единиц (бригад, участков, отделений и т.д.)

Выбор способа  группировки затрат и списания затрат на производство. В настоящее время в учетной политике России применяется два основных способа группировки и списания затрат на производство:

  • Деление затрат на основные и накладные и исчисление полной производственной себестоимости продукции;
  • Деление затрат на переменные, условно – переменные и постоянные и исчисление неполной производственной себестоимости продукции.

Наряду с двумя способами  в управленческом учете можно  использовать третий способ – деление  затрат на переменные и постоянные и исчисление себестоимости на основе переменных затрат (вариант системы  директ – костинг).

Выбор перечня  статей калькуляции. При установлении перечня статей калькуляции необходимо учитывать отраслевые особенности организации, ее организационную структуру, необходимость обеспечения сопоставимости статей калькуляции в планировании и учете и ряд других особенностей.

Для промышленных организаций  за основу целесообразно принять  статьи калькуляции , установленные Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Выбор способа  оценки незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве целесообразно оценивать способами, принятыми в финансовом учете.

Выбор способа  оценки готовой и отгруженной  продукции. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в управленческом учете, как правило, аналогично вариантам, принятым в финансовом учете.

Выбор трансфертных цен. Трансфертные цены устанавливаются на основе:

  • Рыночных цен;
  • Затрат;
  • Договоров.

При использовании второго  метода для определения трансфертных цен указывают конкретную основу затратной трансфертной цены:

  • Переменные затраты;
  • Полные затраты;
  • Полные затраты плюс прибыль.

Выбор варианта сводного учета  затрат на производство. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному и полуфабрикатному вариантам.

Полуфабрикатный вариант  сводного учета затрат на производство позволяет выявлять себестоимость  полуфабрикатов на различных стадиях  его обработки и тем самым  обеспечивает более действенный  контроль за процессом формирования себестоимость продукции.

На практике нередко применяется  смешанный или частично полуфабрикатный  вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть  полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному  варианту.

Определение порядка  и сроков погашения расходов будущих  периодов. Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят, прежде всего, от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоения производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет. Расходы на приобретение лицензий списываются на затраты в течение срока его действия. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года, могут списываться в течение года равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам.

Выбор способов распределения  косвенных расходов между объектами  учета и калькулирования зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организации и должен быть направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.

Выбор методов  учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. При решении вопроса о выборе методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции нужно принимать во внимание технологические, организационные, отраслевые т другие особенности производства продукции.

 

2.2. Выбор техники,  формы и организации управленческого  учета.

Разработка рабочего плана  счетов. Планом счетов бухгалтерского учета 2000г. предусмотрена возможность  формирования расходов по обычным видам  деятельности на счетах:

  • 20-29
  • 20-39

При использовании счетов 20-39 счета 30-39 рекомендуется применять  для учета расходов по элементам  затрат.

Для целей управленческого  учета организации могут вводить  новые синтетические счета, используя  свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при  необходимости объединяя, исключая или добавляя новые счета, а также  их кодовые обозначения.

Выбор форм управленческого  учета. Организация самостоятельно выбирает или разрабатывает форму управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация управленческого  учета. Организация самостоятельно выбирает организационное построение службы, занимающейся управленческим учетом.

Система внутрипроизводственного  учета, отчетности и контроля. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

 

Заключение

Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В связи с реформированием бюджетной системы в России с 2005 года изменились требования к отчетности, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики. Данные изменения послужили началом принципиально нового подхода к организации бюджетного учета. В ранее действовавшей Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуация обуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В этой инструкции определялись формы первичных документов и учетных регистров бюджетного учета, регламентировалась форма бухгалтерского учета, применяемого в бюджетных учреждениях. Она также включала в себя положения по бухгалтерскому учету, методические указания и план счетов. В настоящее время бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н). Государственная учетная политика реализуется в соответствии с пунктом 2 Инструкции № 25н через:

  • план счетов бюджетного учета;  
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;  
  • порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;  
  • корреспонденцию счетов бюджетного учета;  
  • иные вопросы организации бюджетного учета.

Все изменения учетной  политики, оказавшие или способные  оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному  раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Учетная политика организации