Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово - хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план. В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия учетной политики 4
1.1.Понятие и состав учетной политики. 4
1.2. Формирование учетной политики 6
1.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ". 13
Глава 2. Учетная политика организации для целей управленческого учета 18
2.1. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета 19
2.2. Выбор техники, формы и организации управленческого учета. 26
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1 Основные понятия учетной политики.docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

Порядок и сроки инвентаризации должны быть также закреплены в учетной  политике.

Организация инвентаризации и порядок отражения инвентаризационных разниц регламентируются Приказом Минфина  России от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении  Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». До начала отчетного года в соответствии с приказом руководителя организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав этих комиссий утверждает руководитель организации.

Система внутреннего контроля в компании является важнейшей частью системы управления организации. Наиболее распространенными формами организации  системы внутреннего контроля являются: служба внутреннего аудита и контрольно – ревизионная служба.

 

1.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ".

Статья №8. Учетная политика

1.Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. 
2.Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. 
 3.При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. 
 4.В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. 
 5.Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. 
 6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях: 
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; 
 2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; 
 3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта. 
7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

 

Статья 9. Первичные учетные документы

1.Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. 
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 
    1) наименование документа; 
    2) дата составления документа; 
    3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 
    4) содержание факта хозяйственной жизни; 
    5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 
    6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; 
    7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. 
3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. 
4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 
5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. 
6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа. 
    

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. 
 8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

 

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. 
2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. 
3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. 
4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: 
    1) наименование регистра; 
    2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 
    3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 
    4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 
    5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 
    6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 
    7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. 
5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 
 6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. 
7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. 

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. 
9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

 

 

 

 

Глава 2. Учетная политика организации для целей управленческого учета

Методологические решения, выбор способов трактовки и оценки хозяйственных фактов в управленческом учете не менее, а часто и более  важный вопрос, чем формирование внешней  финансовой учетной политики. У управленческого  учета всегда есть актуальные пользователи – менеджмент фирмы. И его информационные запросы всегда более конкретны, чем информационные потребности  различных групп внешних пользователей  бухгалтерской отчетности фирмы.

Важно понимать, что при  формировании учетной политики организация  не ограничена рамками, каких бы то ни было нормативных предписаний. Единственным методологическим ориентиром в данном случае является информационные потребности пользователей внутренней управленческой бухгалтерской отчетности фирм. Фактически здесь любой вопрос, связанный с отражением в учете фактов хозяйственной жизни организации, представляет собой область учетной политики.

Довольно часто управленческий учет рассматривается как область  учета затрат организации. В действительности это не так. Для того, чтобы управлять  компанией, недостаточно информации о ее затратах, даже если такая информация сформирована самыми современными методами учета. Управленцам, так же как и внешним пользователям отчетности, необходимы данные об активах и пассивах фирмы, ее доходах и расходах, они должны принимать решения в области платежеспособности организации и оценивать рентабельность ее деятельности и т.д. Однако такая информация необходима управленцам в формате, который будет максимально удобен для оценки информации «изнутри». И вот здесь решение методологических проблем становится крайне важным. При этом каждое методологическое решение должно быть соотнесено с содержанием информации, которая поступит пользователям управленческой отчетности в результате его применения. То есть в этом случае необходимо детально анализировать тот или иной вариант ведения учета с точки зрения его возможностей по раскрытию содержания отдельных фактов хозяйственной жизни и финансового положения фирмы в целом (или отдельных его аспектов).

 

2.1. Выбор вариантов  учета и оценки объектов учета

По  основным средствам

Основные элементы учетной  политики:

  1. Выбор способов начисления амортизации по основным средствам;
  2. Определение сроков полезного использования объектов;
  3. Определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается;
  4. Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

При выборе способа начисления амортизации по основным средствам нужно учитывать, что в настоящее время используются различные подходы к порядку амортизационных отчислений по амортизируемым активам в финансовом и налоговом учете. Вместе с тем общим для этих видов учета является линейный способ начисления амортизации. Поэтому данный способ в первую очередь следует рекомендовать для использования в финансовом, управленческом и налоговом учете.

Сроки полезного  использования объектов основных средств и перечень объектов, стоимость которые не погашается, устанавливаются организацией исходя из конкретных условий функционирования объектов основных средств и финансовой стратегии организации. Основой для принятия решений по данному вопросу могут быть ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 №1.

Порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции целесообразно определять с учетом варианта, принятого в учетной политике финансового учета.

По  нематериальным активам  элементами учетной политики являются:

    1. Способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;
    2. Сроки полезного использования нематериальных активов.

При выборе способов начисления амортизации для соответствующей группы нематериальных активов следует использовать следующие нормативные документы:

  • ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»
  • НК РФ ПФ (глава 25)
  • МСФО №38

В соответствии с ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по нематериальным активам осуществляется одним из следующих способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)

НК РФ предусматривает  возможность использования линейного  и нелинейного методов начисления амортизации по нематериальным активам.

МСФО №38 (п.89) рекомендует  использовать следующие методы начисления амортизации:

  • Метод равномерного начисления;
  • Метод уменьшаемого остатка;
  • Метод единицы продукции.

Согласно ПБУ 14/2000 срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Информация о работе Учетная политика организации