Археологическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:51, отчет по практике

Краткое описание

О существовании Филипповского курганного могильника (фото.1), у с. Филипповка Илекского района Оренбургской области, известно ещё с конца XIX века, но раскопки были начаты только в 1985 году археологической экспедицией ИИЯЛ Башкирского филиала АН СССР. Могильник состоит из 25 курганов разных размеров, 17 из которых были подробно исследованы. В кургане за номером 1 была исследована центральная могила вождя сарматского. И хотя могила была разграблена в древности, археологи обнаружили возле неё два тайника с богатой коллекцией золотых изделий украшений, посуды, хорошо известных ценителям искусства золотых оленей, а также оружия.

Содержание

Введение.
Структура и особенности Филипповского могильника у с. Филипповка Илекского района Оренбургской области.
Находки памятника — могильника, фото.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

практика по археологии.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточная экономико-юридическая  гуманитарная академия»

(Академия ВЭГУ)


Институт современных  технологий образования

(ИНСТО)

 
 
 
 
 
 

археологическая практика

 
 
 

Специальность:  История

 

Специализация: Историко-культурный туризм

 

Вид практики: Археологическая  практика

 
 
 
 

Выполнил:

                      Караваев Павел Викторович

                      31.10.2013

   
 

                             (дата)                                         (подпись)

 

ПДО: г. Оренбург                          2 курс

   
 

 

   
   

 

 

 

 

1

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

  1. Введение.                                                                                         
  2. Структура и особенности   Филипповского могильника у с. Филипповка Илекского района Оренбургской области. 
    1. Находки памятника — могильника, фото.     
  3. Заключение.                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

  1. Введение

 

        О существовании Филипповского курганного могильника (фото.1), у с. Филипповка Илекского района Оренбургской области,  известно ещё с конца XIX века, но раскопки были начаты только в 1985 году археологической экспедицией ИИЯЛ Башкирского филиала АН СССР. Могильник состоит из 25 курганов разных размеров, 17 из которых были подробно исследованы. В кургане за номером 1 была исследована центральная могила вождя сарматского. И хотя могила была разграблена в древности, археологи обнаружили возле неё два тайника с богатой коллекцией золотых изделий украшений, посуды, хорошо известных ценителям искусства золотых оленей,  а также оружия. Находки относят к IV век до н.э., большинство из этих удивительных древнейших артефактов так называемое «золото сарматов», теперь экспонируются в лучших музеях России и мира, в том числе, в оренбургских, что  позволило по новому взглянуть на историю и культуру не только сарматов Южного Урала, но и всего евразийского кочевого мира эпохи раннего железа.

         Последние три десятка лет это место считалось неинтересным для археологических исследований. Однако с 2004 по 2013 годы работы по изучению памятника были продолжены Приуральской археологической экспедицией под руководством доктора исторических  наук, заведующего отделом  скифо-сарматской археологии Института археологии РАН Леонида Яблонского.  В результате чего 2006 году при исследовании второго «царского» кургана за номером 4, были обнаружены артефакты также потрясшие весь мир. Археологическая коллекция, найденная в ходе этих раскопок, составила основной  фонд постоянной выставки «Сокровища сарматских вождей»  в Оренбургском  губернаторском историко-краеведческом музее.

          И вот в 2013 году археологи сделали по-настоящему уникальную и сенсационную находку в давно исследованных и разграбленных Филлиповских курганах. Экспедиция обнаружила место захоронения очень состоятельной женщины, которое все было усыпано золотыми украшениями. Для научного мира это настоящая сенсация  обнаружить такое захоронение в нетронутом виде, ведь все остальные места вокруг разграбили искатели сокровищ много веков назад.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

  1. Структура и особенности   Филипповского могильника у с. Филипповка Илекского района Оренбургской области.

 

 

           Как  уже было сказано выше, могильник состоит из 25 земляных курганов различных размеров, разбросанных на площади около 10 кв.километров. В центре могильника находится самый большой курган за номером 1 высотой более 7 м и диаметром 100-120 м. Остальные курганы меньшего размера можно разделить на группы от 2 до 4 метров высотой и до 1,5 м. 

          Раскопки кургана №1 велись с помощью автоскреперов и бульдозеров, траншеями в меридианальном направлении. После снятия насыпи под центральной частью кургана оказалась большая могильная яма диаметром 20 м, глубиной 2 м с дромосом (коридорообразным входом) с южной стороны в длину 17,5 м. Над могильной ямой была возведена деревянная конструкция шатерообразной формы с мощными стенами, сложенными из толстых бревен. Дромос также перекрыт бревнами. Вход в погребальную камеру был оформлен в виде тамбура с массивными дверями или воротами, установленными между 4 столбами.  Курган неоднократно подвергался ограблению. Грабители дважды проникали в погребальную камеру через подземные ходы, причем вскоре после захоронения, когда камера была еще полой. Очевидно, именно грабителями была подожжена деревянная конструкция, сохранившаяся до наших дней в сильно обгорелом виде.  Несмотря на многократные ограбления, дошедший до нас материал богат и разнообразен. Находки можно разделить на пять комплексов:

- предметы из двух тайников, вырытых рядом с могильной ямой;

- вещи, найденные в дромосе;

- находки в тамбуре, обнаруженные справа;

- предметы, обнаруженные у входа в могилу слева;

- материал, собранный в самой погребальной камере. 

В обоих тайниках сверху лежали большие  деревянные фигуры оленей, оббитые  тонкими листами, изготовленными из золота и серебра. Остальная часть первого тайника была занята разных размеров деревянной посудой, окованной орнаментированными золотыми пластинами. Во втором тайнике также находились деревянные оббитые золотыми и серебряными листами скульптурные и барельефные фигуры оленей (фото.2,3,4), золотая и серебряная посуда (фото.5,6), большое количество золотых накладок и нашивок (фото.7,8). В общей сложности при исследовании кургана было обнаружено более 600 находок.

         Курган являлся усыпальницей знатной семьи. Судя по тому, что курган был центральным в группе, учитывая пышность погребального обряда, богатство сопровождающего инвентаря, социальный статус главы семьи был, по видимому, не ниже вождя племени, возможно союза племен.  Скорее всего, сооружение усыпальницы происходило или было начато еще при жизни вождя. В этой связи можно сравнить Филипповские курганы с Египетскими

4

 

пирамидами. Аналогия с  усыпальницами египетских фараонов прослеживается

и в самой конструкции  сооружений. Курган, как и пирамиды, был полым внутри и сооружался из кубических блоков, но не каменных, а земляных. Проведенная реконструкция первоначального вида кургана показала, что он представлял собой сооружение диаметром 70-80 м., и высотой не менее 15-20 м. 

           И наконец другое исследование  проведенное на Филипповском  могильнике, взбудоражившее весь  мир стало обнаружение второго «царского» (как еще называют захоронения такого рода) кургана за номером 4. Под четырьмя метрами песка в степи археологи обнаружили усыпальницу древней амазонки которая осталась абсолютно нетронутой до наших дней, хотя считалось, что раскопанный могильник практически полностью исследован и опустошен. В склепе найден скелет женщины, усыпанный золотыми круглыми бляшками с орнаментом (фото.9,10), сундучок, сплетённый из прутьев, внутри которого находилась деревянная чаша с золотыми ручками в виде фигурок медведя, стеклянный сосуд персидского производства, кружка с литой серебряной ручкой в виде хищного животного, бронзовое блюдо-курильница, бронзовое зеркало с рукояткой, обложенной золотом, золотые перстни, колчан со стрелами с бронзовыми наконечниками и многое другое. Все эти артефакты принадлежали когда то древним кочевникам.

         Украшения и вещи в древней усыпальнице находятся в том самом виде и порядке, в котором их расположили когда то древние сарматские кочевники. На входе в курган мы нашли огромный бронзовый котел (фото.11,12,13,14), ручки которого сделаны в виде грифонов. Орнамент на котле выполнен в зверином стиле именно он характерен для раннесарматской культуры V–IV веков до н. э. Золотая бахрома, элементы различных древних украшений (фото.15,16), блюда из драгоценных металлов и т.д.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

    1. Находки памятника — могильника, фото.

 

 

 

Фото. 1

 

 

 

Фото. 2                                                         Фото. 3

 

 

 

6

 

Фото. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. 5                                                                      Фото. 6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Фото. 7                                                                      Фото. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото. 9

 

 

 

 

 

8

Фото. 10

 

 

 

 

 

Фото. 11                                                                     Фото. 12

 

 

9

 

 

Фото. 13                                                                     Фото. 14

 

 

 

 

 

Фото. 15                                                                     Фото. 16

 

  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

  1. Заключение

 

          Исследование склепового захоронения кургана №4  показало, что этот, тип погребальных сооружений Филипповского могильника был аналогичен по своим конструктивным  особенностям  и  погребальному инвентарю, выявленному  ранее кургану №1 , исследованным  в конце 80-х годов прошлого столетия. Подобно курганам № 1, курган №4 представлял собой погребальное сооружение, состоявшее из могильной ямы над которой возведена деревянная конструкция шатерообразной формы с мощными стенами, сложенными из толстых бревен. Дромос также перекрыт бревнами.

         Склеп кургана №4   являлся усыпальницей древней амазонки, что не удивительно т.к. своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах - воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины "ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага". Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики.4

         Конструктивные особенности подобных  погребальных сооружений, богатство погребального инвентаря, среди материалов которого широко представлены предметами вооружения, типичного для племен сарматского круга V - IV вв. до н. э., а так же многочисленные предметы украшения, среди которых попадаются изделия из Персии, не оставляют сомнений, что погребенные в курганных склепах могильника занимали высокое место в социальной иерархии местного общества.

           Представляется вероятным, что  здесь захоронены представители  родовой знати кочевых племен  сарматского круга, у которых к V - IV вв. до н.э. произошли серьезные изменения в экономической и культурной жизни, а именно переход от кочевой к оседлой жизнедеятельности, повлекшее за собой изменение погребальных традиций.  Последние формировались в земледельческой среде племен носителей и в значительной мере испытывали их влияние, способствовавшее проникновению и ассимиляции культурных традиций и как первых, так и последних.  

11

 

           Предметы, найденные в могильнике, свидетельствуют об активном общении сарматов с цивилизациями Азии, Европы.

           Древние кочевники были не только страшной разрушительной силой, но и распространителем передовых технологий и богатств культуры Европы и Азии, система вооружения воина создана с применением наступательных технологий, но она использовалась как с легкой кавалерией, так и тяжелой. Таким образом, сармат-кочевник является прообразом средневекового европейского рыцаря.5

Информация о работе Археологическая практика