Основные черты и функции антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.
На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис — всегда следствие природных явлений, а другая, — что кризис — порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Что представляет собой антикризисное развитие …………………………
Возможность и необходимость антикризисного управления………………..

Основные черты антикризисного управления ………………………….

Эффективность антикризисного управления……………………………………

Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия антикр упр контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

  1. Что представляет собой антикризисное развитие …………………………

  1. Возможность и необходимость антикризисного управления………………..

 

  1. Основные черты антикризисного управления ………………………….

 

  1. Эффективность антикризисного управления……………………………………

 

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

Многие недальновидные политики и идеологи в нашей стране вывели положение, что общественно-экономическая  формация, устранившая частную собственность, исключает и саму возможность  кризиса. Вот почему в недавнем прошлом часто употреблялись термины «трудности роста», «проблемы развития», «застой», которые заменяли понятие «кризис», но по существу отражали те же процессы.

Однако наступление  кризиса определяется реальными  тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. Глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.

Объективно кризис характеризуется  множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

На разных этапах развития общественного сознания отношение  к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис — всегда следствие природных явлений, а другая, — что кризис — порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.

 

  1. Что представляет собой антикризисное развитие

 

Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям его развития.

Известно, что  многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющая технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение приводит к усложнению экономических связей, все большему разнообразию интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и другими факторами.

Процессы  развития цикличны, и возрастание  сложности происходит по логистической  кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

 Первый этап развития - это простое управление. Это управление не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающие элементарные организационные формы.

Второй этап – управление в условиях нарастающей  сложности производства, которое  в своем развитии должно опережать  развитие производства. Только в этом случае оно может быть  эффективным. Это потребует реконструкции  управления, что, естественно, повлечет за собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

Третий этап – управление, адаптированное к соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное развитие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свой инновационный потенциал.

Четвертый этап – замедление развития управления при достаточно высоких темпах развития производства. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления, а вслед за ним – всей управляемой системы.

Антикризисное управление в этом ракурсе его  анализа выглядит как максимальное сближение ветвей логистических  кривых на начальных и заключительных этапах цикла развития производства и управления и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций.

  1. Возможность и необходимость антикризисного управления

Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые.

Управляемые процессы — это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые — когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться. Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений, что отражает, помимо всего прочего, совершенство и искусство управления.

Как мы уже  говорили ранее, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда  кризис не наблюдается, когда его  фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая  система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Поэтому управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.

  1. Основные черты антикризисного управления

Проблематика  антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая  группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.

Третью  группу проблем антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим, как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным  и тем более становиться антикризисным  по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование  этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

• кризисы  можно предвидеть, ожидать и вызывать;

• кризисы  в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

• к кризисам можно и необходимо готовиться;

• кризисы  можно смягчать;

• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта  и искусства;

• кризисные  процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

▪ гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

▪ склонность к усилению неформального управления, мотивация  энтузиазма, терпения, уверенности;

▪ диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

▪ снижение централизма  для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие  проблемы;

▪ усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать  усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:

• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных  программ;

• осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных  действий по динамике ситуаций;

• усиление внимания к  предварительным и последующим  оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

• использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Механизм  управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

♦ мотивированию, ориентированному на антикризисные  меры, экономии ресурсов, избеганию  ошибок, осторожности, глубокому анализу  ситуаций, профессионализму и пр.;

♦ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую  стабильность деятельности;

♦ интеграции по ценностям профессионализма;

Информация о работе Основные черты и функции антикризисного управления