Кризисы в социально-экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Содержание

Введение
1 Кризисы в социально-экономических системах
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
1.3 Понятие антикризисного управления
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежжный опыт аникриз.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Особенности антикризисного управления в Чехии  во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 г. В Чехии сразу же сложилось  понимание того, что банкротство  – элемент конкуренции, процесс, создающий условия для дальнейшего  эффективного функционирования экономики. В ЧР если предприятие не в состоянии  выполнять свои платежные обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении долговых обязательств. Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов на имущество  должника. В производстве принимает  участие и решает все вопросы  один судья. Судья предоставляет  защитный срок (обычно 3 месяца), в течение  которого кредиторы не имеют права  требовать от должника удовлетворения своих претензий; суд может принять  решение, чтобы некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя.

Итальянский опыт антикризисного управления также  интересен и богат, но крайне противоречив. Дело в том, что законодательство о банкротстве в Италии было принято  в 1942 г. и уже устарело. Оно выделяет целых четыре правовых нормы: действительное банкротство, соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства), контролируемое управление (в случае угрозы банкротства) и принудительная ликвидация органов  управления. Однако этот закон никак  не рассматривает социальные последствия  в случае кризиса крупных предприятий. Современное же государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в  Италии создавались различные институты  антикризисного управления в рамках страны – ИРИ (Институт промышленной реконструкции), а затем и ДжЕПИ, роль которых в предупреждении кризисов была просто замечательной. Цель создания этих институтов – защита занятости и преодоление старой схемы банкротства посредством вмешательства государства с целью реконструкции промышленных предприятий, находящихся в условиях временных затруднений (а не в условиях действительной неплатежеспособности).

Опыт  антикризисного управления в Германии

Особенности антикризисного управления в ФРГ  обусловлены спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого государства. Общая экономическая и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.

1. Высокая  степень концентрации капитала  и производства, усиление влияния  крупного бизнеса, рост его  политической мощи. Процесс концентрации  и централизации в ФРГ прошел  две фазы: первая (период образования  ФРГ и до середины 60-х гг.) характеризовалась  реставрацией и укреплением капиталистических  структур в двух главных формах - восстановление крупных банков  и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор)  характеризуется концентрацией  в форме слияний фирм и поглощений. Например, крупнейший концерн «Даймлер – Бенц» поглотил в последние годы такие гиганты, как МТУ, «Дорье», АЭГ. Начиная с 80-х гг. производство 510 важнейших видов промышленной продукции для трех крупнейших компаний составляет в среднем 41,8%. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту. Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и др.

2. Волна  слияний и поглощений в промышленности  отразилась на банковской сфере  и способствовала дальнейшей  монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу.

3. Резко  возрастает роль государственно-монополистического  регулирования в связи с переходом  к новой модели экономического  роста, для которой характерно  ускоренное развитие новых технологий (высокая степень использования  научно-технических знаний; высокий  уровень расходов на НИОКР;  широкий спектр применения новых  технологий в различных отраслях  экономики; взаимное переплетение  этих технологий; сильное воздействие  на темпы экономического роста  и структуру народного хозяйства  на макро- и микроэкономическом  уровне, а также на социальную  сферу, международные экономические  отношения и окружающую среду). Высокие темпы развития подотраслей - носителей новых технологий определяют рост общих темпов экономического развития в стране, рост занятости и доходов способствуют укреплению позиций на мировых рынках.

За  счет государственных средств (до 40% в микроэлектронике) финансируется  значительная часть новых технологий. Кроме того, используются различные  государственные фонды для кредитования и гарантирования кредитов в целях  развития новых технологий. Правительственные  органы принимают активное участие  в финансировании рисковых исследований и создании технологических (индустриальных) парков или центров. В последнее  десятилетие в ФРГ возрастает активность государства в области  поощрения новых технологий. Правительство  и монополии ФРГ стремятся  к активному сотрудничеству в  области новых технологий с партнерами по Европейскому Союзу, принимают активное участие в американских проектах и привлекают партнеров из США  к научным разработкам в ФРГ  и странах EC. Свыше четверти германских зарубежных инвестиций приходится на США. Один из побудительных мотивов  этого - получение доступа к новейшей американской технологии.

4. В  деловом мире существует четкое  понимание того, что период спокойного  развития кончился и в дальнейшем  возможны бурные потрясения, вызванные  сужением рынков сбыта, обострением  проблемы обеспечения сырьем, колебаниями  валютных курсов. В таких условиях  могут выжить фирмы, которые  умеют приспосабливаться к быстро  меняющимся условиям, правильно  определять решающие направления  хозяйственной политики и сконцентрировать  на них имеющиеся ограниченные  ресурсы. Руководители предприятий  пришли к выводу, что нужна  обширная, достоверная и оперативная  информация, чтобы справиться с  возрастающим риском и неопределенностью.  Поэтому проблеме информационного  обеспечения внутрифирменного планирования, маркетинга и других сторон  хозяйственной жизни предприятия  уделяется особое внимание.

Предприниматели пришли к пониманию того факта, что  процесс производства невозможен без  необходимой информации и потому интенсивно развивается рынок экономических  банков данных: реферативный или библиографический  банк данных; банк данных полных текстов; цифровой банк данных, ориентированный  на текст; банк данных «реального времени». Однако содержание банка данных требует  специальных знаний, поэтому часто  отсутствуют именно те виды банков данных, которые особенно нужны предпринимателям. Подавляющее число управляющих  предпочитает самый прямой метод  доступа к получению информации: на основе личных контактов. Общеэкономическая  ситуация в стране и состояние  финансового рынка во многом определяют особенности механизма проведения банкротства и санации предприятий. Так, банкротами становятся в основном относительно мелкие и средние предприятия. Причем около 70% немецких предприятий  ликвидируется без открытия конкурсного  производства. Обычно это располагающие минимально допустимым капиталом небольшие предприятия, которые берут в банках кредиты, значительно превышающие их собственный капитал. Поскольку на начальной стадии вхождения в бизнес расходы значительны, а доходы весьма скромные, малые предприятия не в состоянии выплачивать проценты и погашать кредиты. Кредиты банка выдаются под залог товаров, и потому для других кредиторов не остается свободного имущества и, следовательно, средств для оплаты конкурсного управляющего.

Другая  особенность проведения санации  в ФРГ заключается в том, что  финансово-экономические мероприятия  государства по санации предприятия  не предусмотрены. Исключением может  быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего  региона, руководство которого будет  изыскивать средства для того, чтобы  сохранить предприятие и рабочие  места. Как правило, в качестве инструмента  своей экономической политики государство  использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых  банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. В редких случаях  государство на короткий период может  взять на себя участие в делах  предприятия, с последующей перепродажей.

Опыт  антикризисного управления в Чехии

Особенности антикризисного управления в Чехии  во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 гг. Когда в ноябре 1989 г. были созданы политические условия для  принципиальных экономических изменений, в Чешской Республике и во всей тогдашней Чехословакии была государственная  централизованно планируемая экономика. Только 1,2% жителей было трудоустроено  в частном секторе, который производил лишь 4,1% валового национального продукта. Из общего учтенного имущества частным  лицам принадлежало только 3%. Последовательная и быстрая трансформация прав собственности стала главной  стратегической целью экономической  реформы в Чехии. Вся программа  приватизации в Чешской Республике была направлена на то, чтобы в 1994 г. соотношение государственной и  частной собственности было таким  же, как в странах с развитой рыночной экономикой, т.е. доля государства  составляла бы примерно 10-15% предприятий. Этой стратегической цели соответствует  и активность Министерства управления народным имуществом и приватизации и Фонда народного имущества  по реализации этих проектов.

Несмотря на переживаемые трудности экологического характера, массовую неплатежеспособность предприятий, в ЧР существует понимание, что банкротство - элемент конкуренции, процесс, создающий  условия для дальнейшего эффективного функционирования экономики.

Процедура признания банкротом  и погашения долговых обязательств определяется законом (№ 122, 1993 г.), регулирующим имущественные отношения между  несостоятельным должником и  кредитором. Если предприятие не в  состоянии выполнять свои платежные  обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении  долговых обязательств. Цель конкурсного  производства - удовлетворение требований кредиторов на имущество должника. В производстве принимает участие  и решает все вопросы один судья. Форма судебного решения - постановление. Открытие конкурсного производства начинается с заявки на объявление конкурса, которое имеет право  подать должник или любой из его  кредиторов. Условием объявления конкурса служит наличие у должника имущества, достаточного для возмещения затрат на конкурсное производство.

Судья предоставляет защитный срок (обычно три месяца), в течение  которого кредиторы не имеют права  требовать от должника удовлетворения своих претензий; суд может принять  решение, что некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя кредиторов; должник обязан предпринимать  усилия по преодолению состояния  банкротства и информировать  Комитет кредиторов о принятых мерах  и при необходимости требовать  их содействия.

Если после защитного  срока предприятие остается несостоятельным, то начинается конкурсное производство. Суд определяет конкурсного управляющего (управляющего конкурсной массой), которым  может быть только физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку и давшее письменное согласие. Как  правило, управляющий конкурсной массой выбирается из списка управляющих, которых  суд определяет для участия в  конкурсном производстве. При значительном объеме работы суд назначает помощника - специального управляющего. На проводимом судом собрании кредиторов голосовать могут только те кредиторы, чьи иски признаны. Если, по мнению суда, выполнены  условия конкурсного производства, то объявляется конкурс, последствия  которого заключаются в том, что  право управления конкурсной массой переходит к управляющему, а юридические  действия банкрота по отношению к  конкурсной массе признаются недействительными. Опись конкурсного имущества  производит управляющий, и имущество  должника может быть продано на аукционе или вне аукциона. Документы о  реализации имущества предприятия-должника конкурсный управляющий передает в  суд, где после одобрения окончательного документа происходит распределение  для удовлетворения исков в следующем  порядке:

- иски 1-го класса - задолженность  работникам предприятия в течение  последних трех лет;

- иски 2-го класса - налоги, таможенные сборы, выплаты на  соцстрахование;

- иски третьего класса - прочие иски.

При удовлетворении исков  исключаются проценты с долговых обязательств кредиторов, возникших  после объявления конкурса; внедоговорные  санкции, касающиеся имущества банкрота; требования по искам, отклоненным управляющим.

Порядок банкротства в Италии основан  на королевском постановлении правительства  от 16.03.1942 г. № 267. Это постановление, дававшее хорошие результаты в прежние  годы, уже устарело. И оно должно быть заменено законодательством, более  соответствующим проблематике современного индустриального общества. В нем  различают четыре правовые нормы:

- действительное  банкротство;

- соглашение  с кредиторами (ввиду угрозы  банкротства);

- контролируемое  управление (в случае угрозы банкротства);

- принудительная  ликвидация органов управления.

Объективная предпосылка  банкротства - состояние неплатежеспособности, т.е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам. Это понятие  более широкое и не ограничивается только кризисом ликвидности. Цель банкротства  заключается в защите интересов  всех кредиторов предприятия путем  изъятия у предпринимателя функций  контроля и управления. Органами, осуществляющими  процедуры банкротства, являются: обычный  суд, который выносит решение  о банкротстве и о всех действиях, вытекающих из банкротства; уполномоченный судья, выполняющий директивные  функции и контроль действий попечителя; попечитель, управляющий имуществом предприятия-банкрота под руководством уполномоченного судьи; комитет  кредиторов, обладающий совещательными функциями.

Объявление о банкротстве  вызывает также персональные последствия, которые, ограничивают сферу свободы  и правоспособности банкрота (например, просмотр корреспонденции банкрота попечителем; обязательство банкрота не покидать место жительства без  разрешения уполномоченного судьи, занесение банкрота в государственный  реестр банкротов). Эта личная недееспособность остается в силе до тех пор, пока банкрот не будет восстановлен в  гражданских правах, а его имя  не будет вычеркнуто из реестра банкротов. Для предпринимателя-неудачника, но аккуратного и пользующегося  хорошей репутацией, не предусмотрено  никаких уголовных последствий. Для того, кто на этапе, предшествующем банкротству, действовал с умыслом, предусмотрено уголовное наказание  за мошенническое банкротство (от трех до десяти лет тюремного заключения); для того, кто действовал только небрежно, предусмотрено уголовное  наказание за простое банкротство (от 6 мес. до 2 лет тюремного заключения).

Информация о работе Кризисы в социально-экономических системах